Симптомы
Термин «пищевая непереносимость» и у нас, и на Западе постоянно путают с понятием «пищевая аллергия».
В англоязычном сегменте «медицинского интернета» вынуждены выступать представители ВОЗ, сотрудники CDC (это американские Центры по контролю и профилактике болезней), эксперты всемирно известной клиники Мэйо, консультанты, редакторы и т.д. (см., напр., «Медицинские мифы. Все об аллергии»). «Пищевая непереносимость и пищевая аллергия, – это совсем не одно и то же!». «По крайней мере, не всегда», – добавляют некоторые, окончательно все запутывая.
Реакция гиперчувствительности первого типа подразумевает немедленный и неадекватно бурный отклик иммунной системы на прямой контакт с каким-либо веществом или соединением. Такая реакция называется аллергической, постоянную готовность организма к подобным реакциям называют аллергией, вещество-триггер – аллергеном, а человека, чей организм сенсибилизирован (гиперчувствителен) к какому-либо аллергену, в просторечье кличут аллергиком.
Растительная пыльца, к примеру, у многих вызывает сезонную сенную лихорадку (поллиноз), а иные люди реагируют на присутствие домашних животных, или на какой-то шампунь, на определенное лекарство, на что угодно. Индивидуальным аллергеном может быть фактически любое вещество, в том числе такое, которое в организм попадает исключительно с пищей и, стало быть, является триггером пищевой аллергии. В стремительном развитии аллергической реакции (любой, в т.ч. пищевой) обязательно участвуют базофилы (особая разновидность лейкоцитов, – см. «Клинический анализ крови») и мастоциты (тучные клетки), иммуноглобулин Е и гормон гистамин, один из главных медиаторов воспаления (лат. «медиатор» = посредник).
В любом случае, если мы употребляем слова «аллергия», «аллергический» и т.п., мы должны подразумевать иммунопатологическую реакцию. По интенсивности она может варьировать от легкого насморка, чихания и зуда в глазах – до отека Квинке или, не приведи господи, анафилактического шока. Но всегда в подобных случаях первой реагирует иммунная система, а потом уже «весь организм».
Если же реакция развивается по какому-либо иному сценарию, то это не аллергия, и ситуация в корне меняется.
На рубеже ХХ-ХХI веков термин «пищевая непереносимость» (англ. «food intolerance») для того и был введен, чтобы обозначить различные варианты неаллергических реакций гиперчувствительности к пищевым продуктам. Симптоматика, да, может быть весьма похожей на аллергическую, – хотя и тут, как увидим дальше, есть существенные отличия, – поэтому такого рода патологическое неприятие часто называли псевдоаллергией или параллергией (в настоящее время, однако, эти термины считаются устаревшими и употребляются все реже). Во многих серьезных источниках понятие «пищевая непереносимость» трактуется как собирательное и гораздо более широкое, чем «пищевая аллергия», т.е. второе является частным случаем первого. Но даже такое понимание пока не устоялось и признается не всеми.
Реакция организма на отдельные продукты питания, отличия пищевой непереносимости от аллергичекой реакции
Таким образом, далее будем говорить о гиперчувствительности организма к определенным продуктам питания, подразумевая под пищевой непереносимостью всё, кроме аллергии. Давайте просуммируем основные отличия:
- при гиперчувствительности первого (аллергического) типа аварийно «срабатывают» иммунные факторы. Пищевая непереносимость развивается по какому-либо иному сценарию (варианты см. ниже);
- для бурной реакции на аллерген, в т.ч. пищевой, достаточно очень небольшого его количества, тогда как истинная пищевая непереносимость проявляется лишь при обильном потреблении продукта-триггера (в малых дозах он выводится без особых последствий, как выводилось бы нечто несъедобное);
- аллергическая реакция наступает немедленно, а пищевая непереносимость обычно дает о себе знать через несколько часов (в литературе упоминается «до 48 часов»);
- аллергические реакции при определенных условиях могут быть жизнеопасными и даже фатальными, в то время как пищевая непереносимость, при всей дискомфортности ее проявлений, угрозу для жизни создает очень редко; аллергическая реакция при правильном ее купировании редуцируется быстро, симптомы же пищевой непереносимости сохраняются в течение более долгого времени;
- аллергическая реакция почти всегда начинается в слизистых оболочках (особенно опасен молниеносный отек гортани) и коже, тогда как пищевая непереносимость первым делом дезорганизует пищеварение.
И последнее. Если у вас подтвержденная пищевая аллергия, заниматься вами будет иммунолог-аллерголог, а если пищевая непереносимость другого типа – то, соответственно, врач иного профиля (зависит от причин). Это чтобы закрыть вопросы типа: «Да какая разница, что там за диагноз – непереносимость, аллергия…». Разница, как видим, есть, и желательно бы ее знать, понимать, чувствовать. Но, конечно, можно и не разбираться, – «если вас не интересует результат» (светлая память М.М.Жванецкому за его бессмертные афоризмы!).
И всё, об аллергии пока забудем. Причин пищевой гиперчувствительности и без нее хватает.
Точных эпидемиологических данных в отношении пищевой непереносимости нет, да и не может быть, – учитывая всё вышесказанное. Лишь изредка публикуются осторожные оценки какой-либо локальной ситуации: где-то сообщалось, например, что каждый десятый взрослый американец страдает непереносимостью лактозы. Но это частности, а вот достаточно подробной глобальной статистики, которая включала бы географические, этиологические, расовые, этнические, культуральные, половые, возрастные и прочие факторы, – по всей видимости, нет ни у кого.
Говорят лишь, что распространенность пищевой непереносимости на земном шаре варьирует от 2% до 20%.
Причины пищевой непереносимости
Одной из основных причин пищевой непереносимости является врожденное или приобретенное отсутствие в организме какого-либо фермента. Ферменты (энзимы) – это естественные эндогенные, т.е. вырабатываемые организмом катализаторы, необходимые для расщепления и дальнейшего метаболизма потребленной пищи. Скажем, без фермента под названием лактаза гарантирована непереносимость молока: пищеварительной системе просто нечем будет прореагировать с молочным дисахаридом лактозой, чтобы на выходе получились более простые и доступные кишечному всасыванию соединения.
Другой распространенной причиной считают пищевую химию, – все те добавки, ароматизаторы, консерванты, усилители вкуса и бог весть что еще, попадающее в нашу еду. Еда становится, наверное, вкусней, красивей и долговечней, но это уже не вполне человечья пища, она лишь условно съедобна… в какой-то степени. Реакция на такие вещества может быть самой разной, от полной толерантности до полной же интолерантности, – это очень индивидуально и зависит от причин, которые также еще предстоит исследовать.
Зачастую встречается пищевая непереносимость целой группы продуктов, – например, морепродукты, определенные семейства растений и пр., – с высоким содержанием гистамина (который может накапливаться, скажем, в рыбе при длительном хранении, в грибах, вяленостях и пр.), производных салициловой кислоты и некоторых других соединений. Этим объясняются, в частности, случаи непереносимости пищевых приправ растительного происхождения, если этими приправами злоупотреблять часто, долго и без меры. Особый случай составляет непереносимость растительной клейковины, или глютена, – этот тип пищевой интолерантности был известен еще в античные времена, получил название «целиакия» и в современном мире оказался значительно более распространенным явлением, чем считалось еще сто или пятьдесят лет назад.
В целом, на сегодняшний день прояснены далеко не все возможные причины и механизмы формирования пищевой непереносимости. Изучается роль наследственных, нейроэндокринных, экологических, инфекционных и других факторов.
Симптомы пищевой непереносимости
Явная и скрытая пищевая непереносимость
Наиболее распространенными проявлениями считаются абдоминальные боли, метеоризм, диарея, отрыжка, мигренозная головная боль, слабость, ощущение тяжести и усталости, – в целом, набор столь неспецифичных симптомов может приводить к ложной диагностике, например, синдрома раздраженного кишечника, синдрома мальабсорбции и т.п. С другой стороны, в клинической структуре пищевой гиперчувствительности могут иметь место кожный зуд и покраснение, кашель, ринит (насморк), субфебрильная температура тела и другие аналогичные симптомы, вызывающие совсем другие подозрения.
Доказательная диагностика пищевой непереносимости, как следует из вышеизложенного, является достаточно сложной задачей. В частности, много времени и усилий может потребовать исключение всех симптоматически сходных заболеваний.
С этой целью назначаются общеклинические, биохимические, гормональные, иммунологические, серологические анализы, аллергопробы, эндоскопия, УЗИ и т.д.; может понадобиться также консультация тех или иных профильных специалистов.
Информативная диагностика пищевой непереносимости
Однако чаще всего наиболее информативной оказывается элиминационная диета: если из жалоб и анамнестических сведений можно заподозрить какую-либо зависимость самочувствия от приемов пищи и, вообще, от характера питания, – пациенту предлагают на две-четыре недели полностью исключить из рациона наиболее «подозрительные» продукты (молоко, кофе, злаковые, бобовые и мн.др.). Очень сложно выделить причину в тех случаях, когда объектами пищевой непереносимости выступают сразу несколько продуктов, причем совершенно разных. Однако методом проб и ошибок (в сочетании с прочими диагностическими методами), как правило, в конце концов все же удается разобраться в ситуации.