Лептоспирозы
Лептоспирозы – группа инфекционных заболеваний зоонозного характера; последнее означает, что природными резервуарами и разносчиками являются преимущественно животные. Вызывается родом бактерий Leptospira spp, может развиваться как у человека, так и у других млекопитающих, мелких и крупных (в т.ч. домашних, промысловых и сельскохозяйственных). Отличается специфическим сочетанием инфекционно-токсического синдрома, поражения центральной нервной системы, почек, печени, мелких кровеносных сосудов, – что нередко сопровождается геморрагиями.
История изучения лептоспироза началась во второй половине 1880-х годов, когда А.Вейль (Германия) и Н.П.Васильев (Россия) независимо друг от друга дифференцировали и клинически описали самостоятельную форму «желтушно-геморрагической лихорадки». В русскоязычных источниках еще можно встретить название «болезнь Васильева-Вейля», однако на других языках лептоспироз называют болезнью Вейля, болезнью Лансере-Матье, болезнью Фидлера, лихорадкой Занони, японской семидневной лихорадкой, лихорадкой форта Брэгг, черной желтухой, лихорадкой нанукаями, желтухой крысолова, иктерогемморагией, а также лихорадкой болотной, мягкой, собачьей, водной, полевой, урожайной, покосно-луговой, тростниковой, свиностадной, грязевой и т.д. Даже просто вчитавшись в эти многочисленные синонимы, можно составить некоторое представление о географических, клинических и эпидемиологических аспектах данного заболевания.
Точных сведений о распространенности и заболеваемости в отношении лептоспирозов пока нет, хотя ВОЗ и предпринимает значительные усилия по оценке масштаба проблемы (в частности, была учреждена специальная структура LERG, первый форум которой был созван в 2009 году). Известно, что возбудитель присутствует на всех обитаемых континентах и что для человека риск заболеть лептоспирозом в тропическом поясе до ста и более раз выше, чем в умеренном. Согласно публикуемым данным, ежегодно регистрируется от 0,1 до 1 нового случая на 1 000 населения; этот показатель может быть еще выше в эпидемических по лептоспирозу очагах (эпидемии чаще всего вспыхивают после ураганов, наводнений и других бедствий с фактором водной стихии).
Причины
Лептоспира – мелкая, трудноразличимая в обычный микроскоп анаэробная спирально-палочковая бактерия рода спирохет; к спирохетам относятся также боррелии (см. «Болезнь Лайма») и трепонемы (см. «Сифилис»). В качестве возбудителя иктеро-геморрагической лихорадки лептоспиры были идентифицированы к середине 1910-х годов несколькими независимыми группами в разных странах. Приоритет обычно отдается японцам Инада и Ито.
Доминирующий путь распространения – орально-фекальный. Грызуны, больные хроническим лептоспирозом, распространяют патоген с мочой. При наличии микроповреждений на коже или слизистых не исключено контактное или пищевое заражение. Трансмиссия от человека к человеку также не исключена, хотя такие случаи рассматриваются как казуистическая случайность.
В природе лептоспиры могут сохранять жизнеспособность до 10-12 месяцев (возможно, и больше), однако для этого им требуются определенные условия – прежде всего, высокая влажность. Вместе с тем, бактерия неустойчива к высоким температурам и прямому солнечному свету. Высока вероятность заразиться в заболоченной и лесистой местности, полях и лугах умеренной климатической зоны (в городах, впрочем, тоже), при купании в контаминированных водоемах, контакте с инфицированным животным и пр.
Инкубационный период в среднем составляет неделю, с разбросом от нескольких дней до месяца. Как и другие спирохеты, лептоспира распространяется в организме человека преимущественно лимфогенным путем.
Стойкий иммунитет вырабатывается только к тому конкретному серотипу патогена, который вызвал перенесенную человеком лихорадку. Учитывая, что к настоящему времени известно уже более 230 патогенных разновидностей лептоспиры, риск развития лептоспироза при повторном заражении является весьма высоким.
Симптоматика
Различают несколько сравнительно самостоятельных форм лептоспироза – от безжелтушной или даже бессимптомной до тяжелой или фатальной желтухи Вейля.
В остром периоде обычно отмечается головная боль, озноб, гипертермия, нарушения сна и аппетита, покраснение и отечность слизистых, суставно-мышечные боли и другие неспецифические признаки инфекционной интоксикации. Затем появляются петехии, нарушения деятельности ЖКТ, в тяжелых случаях – кровоизлияния и/или кровохарканье при кашле. Нарушения в различных системах могут включать следующее:
- со стороны почек – болевой синдром, олиг- или анурия (сокращение объема мочевыделения вплоть до полного отсутствия), потемнение мочи;
- со стороны печени – боль, обесцвечивание кала, иногда кожный зуд, иктеричность (пожелтение) и инъецирование склер (набухание и покраснение капилляров, снабжающих кровью глазное яблоко), а также шафранная желтуха кожных покровов;
- со стороны сердечно сосудистой системы – тазикардия, аритмия, гипотония, миокардит;
- со стороны ЖКТ – абдоминальные боли, тошнота, рвота;
- со стороны центральной нервной системы – диссомния, менингеальные знаки, возбуждение и пр.
В типичных случаях лихорадочное состояние длится около недели, – откуда и произошло название «семидневная», – затем симптоматика редуцируется, функции вовлеченных органов постепенно восстанавливаются. При правильной диагностике и грамотной этиотропной терапии полное выздоровление обычно наступает через 2-3 недели. У части больных течение лептоспироза приобретает более длительный волнообразный характер с возвратными рецидивами (выраженность и продолжительность приступов с каждым разом снижается).
Однако следует понимать, что благоприятный прогноз имеют не все варианты лептоспироза. Если безжелтушная форма вообще не несет угрозы жизни, то тяжелые желтушно-геморрагические формы характеризуются летальностью на уровне 5-15%. Прогноз резко ухудшается при наличии олигурии, мозговых осложнений (в первую очередь, менингита), нарушениях дыхания, а также у лиц старше 40 лет. При развитии геморрагического отека легких, острой почечной недостаточности, внутренних кровотечений – летальность превышает 60%.Диагностика
Предварительный диагноз устанавливают клинически, с учетом доступных анамнестических сведений и данных об эпидемической обстановке в регионе. Решающей информативностью обладают лабораторные исследования.
Применяют микроскопию, бакпосев, однако оптически обнаружить лептоспиру технически сложно и не всегда возможно, а культуральное исследование на питательных средах занимает в данном случае достаточно много времени. При необходимости однозначно идентифицировать патоген прибегают к иммуноферментному анализу, полимеразной цепной реакции и другим высокоточным современным методам лабораторной диагностики.