Симптомы
Введение
Диагноз «болезнь Лайма» или «боррелиоз Лайма» звучит как типично эпонимический, однако в данном случае он образован не от имени ученого, а от названия города в округе Нью-Лондон (штат Коннектикут, США). Соответственно, заболевание следовало бы называть «Лаймский боррелиоз» – или, если уж совсем точно, Олд-лаймский (от англ. Old Lyme).
Историю изучения этого инфекционного заболевания принято отсчитывать от середины 1970-х годов, когда в ходе борьбы с очередной эпидемической вспышкой, имевшей место в трех городках Новой Англии, был в точности установлен этиопатогенез. В действительности же эта клещевая инфекция (см. ниже) сопровождает человечество уже многие тысячи лет, чему есть множество достоверных археологических и исторических свидетельств.
Кроме того, боррелиоз Лайма не является эндемичным, сугубо американским заболеванием: оно регистрируется в Северном полушарии повсюду, где есть леса, в том числе на территории бывшего Советского Союза. В частности, ежегодная заболеваемость по России колеблется в пределах от 5 до 10 тыс случаев, однако есть все основания полагать, что при всеобъемлющем учете всех субклинических, мягко протекающих и спонтанно излечивающихся форм этот показатель оказался бы значительно выше.
Заболеваемость не зависит от пола и возраста; по другим данным, чаще страдают молодые люди.
Причины
Термин «боррелиоз», в свою очередь, происходит от родового названия Borrelia. Это мелкая спиральная патогенная бактерия класса спирохет, к которому принадлежат также возбудители сифилиса и лептоспироза. Согласно современным представлениям, для человека опасны 12 из 36 известных видов боррелии.
В подавляющем большинстве случаев патоген проникает в организм человека со слюной инфицированного иксодового клеща и затем генерализуется лимфогенным путем. Естественными переносчиками инфекции в природе выступают многие лесные млекопитающие, – от хомяков и бурундуков до лосей и оленей, – а также укушенные клещом домашние животные.
Вероятность развития боррелиоза Лайма при укусе клеща оценивается на уровне 1-1,5%. Следует отметить, что в связи с малыми размерами насекомого далеко не все инфицированные знают о том, что они были укушены.
Инкубационный период по причинам, которые пока не установлены, варьирует от нескольких дней до нескольких лет.
Общепризнанных средств иммунизации пока нет. Естественный иммунитет носит нестойкий характер, т.е. возможны реинфекции и рецидивные развития заболевания.
Симптоматика
Боррелиоз Лайма отличается значительным полиморфизмом клинических проявлений. Выделяют три стадии; поздняя с определенной вероятностью развивается при хронизации инфекции – в случаях отсутствия своевременной диагностики и адекватной терапии.
Для первой, начальной стадии характерны местная воспалительная реакция, мигрирующая эритема (округлые участки покраснения, часто с контрастной, более темной центральной частью, что служит типичным признаком), повышение температуры тела, ломота, недомогание, суставно-мышечные боли. Примерно в каждом десятом случае наблюдаются клинически значимые неврологические нарушения (сильная головная боль, светобоязнь, «центральная» тошнота и рвота).
Вторая стадия развивается при распространении бактерии по организму и генерализации процесса. Отмечаются неспецифические синдромы, имитирующие грипп и другие ОРВИ, ревматоидный артрит, сердечнососудистые и неврологические заболевания (включая, кроме описанных выше, одышку, тахикардию, боль в груди, эмоциональные нарушения, диссомнию, радикулопатию, иногда параличи, нарушения чувствительности, моторики, сна и т.д.); нередко имеется лимфоцитома в месте укуса.
В отсутствие лечения на первых двух стадиях симптоматика, как правило, на некоторое время редуцируется, однако через полтора-два года в большинстве случаев развивается артрит, симптоматика аутоиммунного расстройства, комплекс выраженных психоневрологических нарушений (вплоть до эпилептиформных припадков, когнитивного снижения и т.д.), осложнения со стороны сердечнососудистой системы, кожи и других органов.
Диагностика
Диагноз устанавливается при сопоставлении эпиданамнеза, клиники и лабораторных данных (идентификация патогена). Однако, в ряде случаев диагностика сопряжена со значительными сложностями. Так, могут отсутствовать типичные симптомы (сыпь, мигрирующая эритема и т.д.) и анамнестические сведения, однозначно указывающие на заражение (поход в лес, обнаружение клеща или характерных следов укуса); нередко больные первично обращаются, скажем, к невропатологу или терапевту с жалобами на слабость, боли в суставах и пр. Распознавание боррелиоза осложняется также мелкими размерами и сравнительно небольшим присутствием патогена в тканях и биологических жидкостях.
Кроме того, во всех случаях необходимо дифференцировать боррелиоз Лайма с острой ревматической лихорадкой (ревматизмом), ревматоидным артритом, дерматитом и т.п.
Лечение
По индивидуальным показаниям применяется та или иная симптоматическая терапия (нестероидные противовоспалительные, гипотензивные, дезинтоксикационные, иммунокорригирующие, физиотерапевтические и другие средства). Основу этиопатогенетического лечения составляют антибиотики цефалоспоринового, пенициллинового или тетрациклинового ряда, назначаемые, опять же, исходя из особенностей конкретного случая.
При своевременной диагностике и недопущении трансформации боррелиоза в хроническую позднюю стадию прогноз благоприятный.
Наилучшей профилактикой служит соблюдение широко известных и доступных мер предосторожности в регионах повышенной клещевой опасности.