Общие сведения
Понятие-концепт «интеллект» включает совокупность когнитивных (познавательных) процессов, функций речи, мышления, счета, понимания, способности к усвоению, хранению и использованию новой информации, выполнению практических, творческих, абстрактных задач, установлению и достижению целей. Очевидно, что применительно к столь сложной мета-функции (которая в полной мере присуща только человеку) весьма проблематично выделять какие-то стандарты или «правильные» уровни. Тем не менее, науки о человеке нуждаются в системе критериев, которые позволяли бы с достаточными основаниями оценивать индивидуальный интеллект, скажем, как высокий, средний или низкий. В различные эпохи, начиная с древнейших времен, предпринимались попытки дифференцировать людей, – например, воинов или государственных сановников, – по признаку умственных способностей, хотя в это понятие вкладывались порой очень разные смыслы (умение разгадывать загадки, запоминать стихи и т.д.). В настоящее время подход к пониманию и оцениванию интеллекта является гораздо более многоаспектным: учитывается степень социальной адаптированности и адаптивности, личностная продуктивность, запас общих знаний и мн.др. Используется, безусловно, и критерий статистической нормы, существующей в данной популяции и данной половой, возрастной, образовательной категории.
Проблема интеллектуальной недостаточности всегда была острой и крайне актуальной для педагогики, психиатрии, психологии, профотбора и ряда других отраслей. Доля лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями и способностями в любой стране является весьма значительной, и это, помимо многочисленных медико-социальных проблем, создает еще и тяжелое экономическое бремя. В частности, стойкая тенденция к увеличению продолжительности жизни в цивилизованном мире обусловливает феномен «старения населения», т.е. возрастания категории граждан пожилого и старческого возраста. В свою очередь, это приводит к резкому росту распространенности инволюционных (инволюция – «обратное развитие») процессов и возрастных сосудистых, атрофических, нейродегенеративных заболеваний, протекающих с прогрессирующим снижением интеллекта. Ситуацию со «старческими» деменциями Всемирная организация здравоохранения сегодня определяет как катастрофическую, затрачивая огромные усилия и ресурсы в поисках решения или хотя бы смягчения данной глобальной проблемы человечества.
Далее под слабоумием будем подразумевать недостаточность, дефицитарность интеллектуальных функций в сравнении со среднестатистической нормой, что закономерным образом ограничивает возможности социального функционирования и личностного роста.
Различают слабоумие врожденное и приобретенное. Врожденную интеллектуальную недостаточность традиционно называют олигофренией, умственной отсталостью, задержкой умственного развития. Приобретенное слабоумие принято называть деменцией.
Причины
Основные причины олигофрении – генетические нарушения и вредоносные воздействия на плод в период внутриутробного развития. Так, известно свыше 300 хромосомных синдромов, проявляющихся, в том числе, клинически значимой умственной отсталостью. Что касается второй группы этиологических факторов, то к ним относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков беременной женщиной, алкогольное или наркотическое опьянение отца в момент зачатия (во многих странах до сих пор существует понятие «дети воскресенья»), неблагоприятная экологическая обстановка, инфекции на этапе гестации (вынашивания беременности), прием ряда медикаментов, лучевые нагрузки.
Распространенные причины деменции – нейродегенеративные процессы, приводящие к деградации, перерождению, отмиранию функциональных клеток головного мозга (напр., болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви и мн.др.); черепно-мозговые травмы; употребление психоактивных веществ и другие интоксикации; сосудистые дисфункции и заболевания (см. «Сосудистая деменция»); инфекции с вовлечением центральной нервной системы (энцефалиты, менингиты, сифилис и т.д.). Отдельную группу деменций образуют состояния приобретенного слабоумия, развивающиеся в динамике тяжелых нервно-психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия и др.
Симптоматика
Как олигофрении, так и деменции чрезвычайно широко варьируют по степени выраженности и тотальности интеллектуального дефицита. Так, применительно к умственной отсталости выделяют три степени дебильности, за которыми в классификациях следуют имбецильность, кретинизм, идиотия (наиболее глубокая умственная отсталость).
Деменции классифицируют как легкую, среднюю и тяжелую; различают лакунарный вариант (при котором часть связанных с интеллектом функций снижена, другая часть относительно сохранна) и тотальную, или глобарную деменцию, при котором сравнительно равномерно снижены все высшие психические функции.
Пограничные, т.е. близкие к норме степени врожденного или приобретенного слабоумия характеризуются бедностью речи (по составу, организации, интонированию), сниженной способностью к абстрагированию, устному счету, усвоению новых навыков, недостаточной интуицией и эмпатией, плоским юмором, суженным объемом и неустойчивостью памяти и внимания, нередко нарушениями эмоционального контроля и дефицитом моральных представлений, – однако лица с подобными симптомокомплексами могут быть вполне адаптированными и даже занимать, подобно булгаковскому Шарикову, государственные посты (вплоть до весьма высоких, увы).
При наиболее тяжелых степенях тотального слабоумия полностью отсутствуют речь, способность к самообслуживанию, инстинкты самосохранения, ориентация в пространстве, ситуации, собственной личности, времени. Такие больные влачат, по сути, вегетативное существование и в отсутствие всеобъемлющего внешнего ухода быстро погибают.
Всё, что только может встречаться в диапазоне между указанными полюсами, – в любых сочетаниях, вариациях, нюансах, – встречается на самом деле, и в рамках одной статьи осветить все разновидности и градации слабоумия совершенно невозможно.