Ожирение

  • Краткая история
  • Терминология
  • Критерии оценки
  • Новейшая история проблемы ожирения
  • Ожирение в статистике ВОЗ и ООН
  • Причины
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение

Краткая история

Нет смысла подробно разбирать здесь вопрос о том, насколько разнообразными могут быть человеческие представления о телесной гармонии. Во множестве этнографических и культурологических исследований прослеживается динамика этих представлений в разные исторические эпохи и в разных регионах земного шара. Наши предпочтения и сейчас разительно отличаются в зависимости от национальных, социокультурных и даже от сугубо индивидуальных факторов: кто-то из нас при выборе потенциального партнера засматривается на полных и пухленьких, а для кого-то эстетическим идеалом является тростниковая тонкость… но да, решающими критериями выбора становятся, безусловно, человеческие качества и межличностные отношения.

Известно, что в большинстве культур тучность служит архетипическим символом достатка, благополучия, благосостояния; вспомним хотя бы японского бога Хотэя, одного из семи богов счастья, который в бесчисленных статуэтках-нэцкэ изображается веселым толстяком. С другой стороны, большинство религий считает обжорство одним из тяжелейших грехов, спутником жадности и сластолюбия. 

Древние греки в степень религиозного культа возводили телесную и духовную гармонию; думается, не одобрили бы они ни рубенсовских пышнотелых матрон, ни нынешних королев подиума (сегодня уже звучит как быль придуманная И.А.Ефремовым история об «одном парижском кутюрье», который якобы идеалом женской фигуры считал палку, поскольку именно она «оставляет полную свободу искусству драпировки»). С точки же зрения современной топ-модели или, скажем, звезды киноэкрана, большинству древнегреческих красавиц не помешало бы посидеть на строгой диете и купить годовой абонемент в фитнес-центр. 

Интересно, что в период с 1920 по 2000 гг средний рост победительниц конкурса «Мисс Америка» вырос всего на 2%. А вот средняя масса тела снизилась на 12%: в моду стремительно входила длинноногая худощавость. Однако подавляющему большинству женщин на земном шаре навязанный Голливудом идеал фигуры оказался генетически, анатомически и физиологически недоступен; в связи с настоящей эпидемией дисморфофобических неврозов (навязчивая фиксация на собственном физическом несовершенстве) и анорексий (в широком смысле – отказ от пищи) теперь ведется массированное, из всех медиа-манипулятивных калибров, продвижение идеологии «body positive».

Словом, об эстетических стандартах и восприятии телесности спорить можно до бесконечности. Получается, все слишком относительно? Нет. 

Тот же И.А.Ефремов, крупный ученый и один из корифеев советской научной фантастики, с истинно научной аргументацией выводил формулу телесной красоты из критериев природной, эволюционной целесообразности: красивыми нам кажутся только те физические черты, которые наилучшим образом соответствуют геологическим и климатическим условиям данного региона, то есть обеспечивают максимальную выживаемость вида; отнюдь не по прихоти моды, писал Ефремов, мы считаем красивыми густые здоровые волосы, соколиные брови, крепкие белые зубы, широко посаженные большие глаза, длинные стройные ноги, сильные ловкие руки и т.д. Если рассматривать проблему в этом аспекте, то и тучность, и чрезмерная худоба должны восприниматься как нечто болезненное.

Но сегодня обсуждается также «парадокс ожирения» – гипотеза, согласно которой ожирение в общей популяции выступает фактором большей выживаемости для определенных категорий (например, пожилых людей и лиц с хроническими заболеваниями) по контрасту с большей смертностью среди здоровых (т.н. асимптомных) людей с нормальной или пониженной массой тела.

В нашей новостной ленте недавно был опубликован материал «Что превратило человека в «жирного примата»?, где со ссылкой на результаты тщательно проведенного генетического анализа высказывается достаточно неожиданный (и немного обескураживающий) взгляд на проблему.

Конечно, раскрыть эту многогранную, дискутабельную, неизменно актуальную тему в рамках одной статьи невозможно – на то, повторяем, существует множество специальных источников. Конечно, далеко не каждая полнота тела является патологической и требует медицинского вмешательства. И конечно, далее мы переведем речь исключительно в медицинскую плоскость, – говорить будем об ожирении как о болезни. 

Несмотря на упомянутые выше архетипы коллективного бессознательного (тучный = здоровый и зажиточный), во многих культурах ожирение называли «болезнью богатых». Обратим внимание: именно болезнью. Целители с древнейших времен понимали, что при превышении некоторых границ избыточная масса тела становится заболеванием. Это знали и в Египте, и в Индии, и в Китае, и в Греции, – знали за многие тысячи лет до нашей эры.

«Ожирение не только является болезнью само по себе, – учил Гиппократ, – но и предвещает все остальные болезни».

Лаконичней и точнее, пожалуй, и не скажешь.

Читайте также:

Без VPN сайт будет работать быстрее


Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.