Амилоидоз
Амилоидоз с древнегреческого можно приблизительно перевести как «общее закрахмаливание». Это системное расстройство белкового метаболизма (диспротеиноз) или, в другой интерпретации, белково-дистрофическое заболевание, при котором в тканях накапливаются отложения амилоида – сложного по составу белково-полисахаридного вещества (гликопротеида), реагирующего с йодом подобно крахмалу, что и дало название соединению и, соответственно, болезни.
Необходимо подчеркнуть, что амилоидоз – заболевание всего организма в целом, хотя клиническая картина и прогноз существенно различаются в зависимости от того, где именно преимущественно локализованы амилоидные скопления. В большинстве случаев симптоматика характеризуется выраженным полиморфизмом. Вообще, выделяют множество относительно самостоятельных форм, специфика которых определяется этиопатогенезом и доминирующей локализацией процесса (почки, кожа, периферическая нервная система, различные отделы ЖКТ, сердце, опорно-двигательный аппарат и др.). Различают также генерализованную и местную формы, однако такая классификация, с учетом только что сказанного, является сугубо симптоматической и не вполне корректной.
Установлено, что частота встречаемости тех или иных форм амилоидоза существенно зависит от региона. Как правило, заболевание манифестирует, диагностируется и подтверждается у лиц в возрасте старше 55 лет. В среднем, распространенность в общей популяции оценивается на уровне около 2 случаев на 100 000 чел, однако разброс эпидемиологических показателей в различных выборках очень велик.
Причины
В одних случаях амилоидоз носит характер первичного автономного патологического процесса, в других выступает вторичным следствием или осложнением иных заболеваний.
Этиопатогенез первичного амилоидоза, по сути, неизвестен. Принято считать, что это врожденное заболевание из группы генетически обусловленных (вероятно, мутационных) расстройств ферментного обмена и белкового синтеза; обсуждается также иммунопатологическая гипотеза. Для окончательного прояснения механизмов запуска и развития первичного идиопатического амилоидоза необходимы глубокие масштабные исследования, которые и осуществляются в настоящее время рядом научных и клинических центров различной направленности.
В отношении вторичного амилоидоза установлены достоверные статистические ассоциации с множеством заболеваний, на фоне и, видимо, вследствие которых в тканях откладываются избыточные объемы амилоида. Однако и здесь причинно-следственные связи, биохимические механизмы, триггерные факторы еще только предстоит исследовать и прояснить.
Чаще всего вторичный амилоидоз развивается в курсе течения таких заболеваний, как:
- туберкулез;
- хронические бронхопневмонии;
- хронический остеомиелит;
- ревматоидный артрит;
- анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева);
- злокачественные опухолевые процессы;
- язвенный колит;
- эндокардит, и др.
Как видно из приведенного перечня, в большинстве случаев амилоидоз выступает одним из дегенеративно-дистрофических проявлений хронического воспалительного процесса. Однако накопление амилоида в тканях обнаруживается и при таких заболеваниях, как болезнь Альцгеймера или сахарный диабет II типа.
В целом, выделяют первичную идиопатическую, наследственную, реактивную (вторичную), возрастную (старческую), гемодиализную (встречается только у лиц, которые в течение продолжительного периода времени регулярно проходят процедуру внешней ультрафильтрации на аппарате «искусственная почка»), а также ряд эндемичных форм – португальский, финский, датский варианты, наследственная средиземноморская лихорадка.
Заболевание классифицируется также по биохимическому составу амилоидных фибрилл (вытянутых, нитевидных, волокнообразных скоплений гликопротеида). К наиболее частым формам относятся варианты амилоидоза, обозначаемые буквенными индексами AL, AA, Aβ2М, ATTR и др..
Симптоматика
По определению, любое заболевание, любой патологический процесс негативно сказывается на функциональном состоянии вовлеченной ткани, органа, структуры или системы. С этой точки зрения, амилоидоз не имеет собственной, присущей только ему симптоматики: доминирует дисфункция того органа или, чаще, органов, где белковая дистрофия выражена в наибольшей степени. При вторичном же амилоидозе, когда имеют место клинические проявления основного заболевания, вычленить в общем полиморфизме признаки собственно амилоидоза очень сложно или практически невозможно. Кроме того, клиника тесно зависит от длительности и интенсивности течения болезни: если на начальных этапах амилоидоз никак себя не проявляет и может быть обнаружен лишь путем микроскопии гистологического образца, то на поздних стадиях развивается, как правило, тяжелая, несовместимая с жизнью моно- или полиорганная недостаточность.
Неспецифичность и выраженный полиморфизм симптоматики обусловливает синдромологический подход к классификации амилоидоза по клиническим критериям: так, выделяют нефропатический, кардиопатический, полинейропатический синдромы, опухолевидный амилоидоз ЖКТ, амилоидный синдром мальабсорбции и мн.др. Амилоидоз кожи проявляется в виде множества пятен или узелков, которые обнаруживает тенденцию к увеличению в размерах и слиянию, однако течение этой формы амилоидоза может имитировать симптоматику многих других дерматологических болезней – напр., аутоиммунной склеродермии, нейродермита и т.д.
Принято считать, что именно амилоидоз в своем старческом варианте является основной причиной смерти долгожителей (лиц, перешагнувших столетний возрастной рубеж).
Диагностика
Лечение
В некоторых источниках акцентируются случаи кардинального торможения темпов амилоидоза, или даже обратного развития процесса, – однако это касается лишь вторичных форм и требует успешного излечения основного заболевания. Более реалистичный прогноз всегда пессимистичен. Неизвестен патогенез заболевания, и, соответственно, невозможна разработка этиопатогенетической терапии, изначально нацеленной на устранение причин, а не на облегчение симптомов. Эмпирически применяют иммуносупрессоры, гепато- и кардиопротекторы, кортикостероидные гормоны, особые диеты и щадящие режимы, и др. В наиболее тяжелых случаях ставится вопрос о трансплантации несостоятельных органов. Некоторые формы амилоидоза вообще не поддаются эффективному лечению и быстро приводят к летальному исходу, при других клинических вариантах жизнь пациента удается продлить более чем на десятилетие.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последнее время официально внедрены или успешно проходят клинические испытания некоторые препараты, способные, – как доказывает накопленный опыт их применения, – весьма существенно повлиять на течение заболевания и значительно улучшить как качество жизни больного амилоидозом, так и общий прогноз.