Энциклопедия

Слабоумие

Различают слабоумие врожденное и приобретенное. Врожденную интеллектуальную недостаточность традиционно называют олигофренией, умственной отсталостью, задержкой умственного развития. Приобретенное слабоумие принято называть деменцией.

Записаться на приём

Энциклопедия

Слабоумие

Различают слабоумие врожденное и приобретенное. Врожденную интеллектуальную недостаточность традиционно называют олигофренией, умственной отсталостью, задержкой умственного развития. Приобретенное слабоумие принято называть деменцией.

Записаться на приём

Симптомы

Общие сведения

Понятие-концепт «интеллект» включает совокупность когнитивных (познавательных) процессов, функций речи, мышления, счета, понимания, способности к усвоению, хранению и использованию новой информации, выполнению практических, творческих, абстрактных задач, установлению и достижению целей. Очевидно, что применительно к столь сложной мета-функции (которая в полной мере присуща только человеку) весьма проблематично выделять какие-то стандарты или «правильные» уровни. Тем не менее, науки о человеке нуждаются в системе критериев, которые позволяли бы с достаточными основаниями оценивать индивидуальный интеллект, скажем, как высокий, средний или низкий. В различные эпохи, начиная с древнейших времен, предпринимались попытки дифференцировать людей, – например, воинов или государственных сановников, – по признаку умственных способностей, хотя в это понятие вкладывались порой очень разные смыслы (умение разгадывать загадки, запоминать стихи и т.д.). В настоящее время подход к пониманию и оцениванию интеллекта является гораздо более многоаспектным: учитывается степень социальной адаптированности и адаптивности, личностная продуктивность, запас общих знаний и мн.др. Используется, безусловно, и критерий статистической нормы, существующей в данной популяции и данной половой, возрастной, образовательной категории.

Проблема интеллектуальной недостаточности всегда была острой и крайне актуальной для педагогики, психиатрии, психологии, профотбора и ряда других отраслей. Доля лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями и способностями в любой стране является весьма значительной, и это, помимо многочисленных медико-социальных проблем, создает еще и тяжелое экономическое бремя. В частности, стойкая тенденция к увеличению продолжительности жизни в цивилизованном мире обусловливает феномен «старения населения», т.е. возрастания категории граждан пожилого и старческого возраста. В свою очередь, это приводит к резкому росту распространенности инволюционных (инволюция – «обратное развитие») процессов и возрастных сосудистых, атрофических, нейродегенеративных заболеваний, протекающих с прогрессирующим снижением интеллекта. Ситуацию со «старческими» деменциями Всемирная организация здравоохранения сегодня определяет как катастрофическую, затрачивая огромные усилия и ресурсы в поисках решения или хотя бы смягчения данной глобальной проблемы человечества.

Далее под слабоумием будем подразумевать недостаточность, дефицитарность интеллектуальных функций в сравнении со среднестатистической нормой, что закономерным образом ограничивает возможности социального функционирования и личностного роста.

Различают слабоумие врожденное и приобретенное. Врожденную интеллектуальную недостаточность традиционно называют олигофренией, умственной отсталостью, задержкой умственного развития. Приобретенное слабоумие принято называть деменцией.

Причины

Основные причины олигофрении – генетические нарушения и вредоносные воздействия на плод в период внутриутробного развития. Так, известно свыше 300 хромосомных синдромов, проявляющихся, в том числе, клинически значимой умственной отсталостью. Что касается второй группы этиологических факторов, то к ним относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков беременной женщиной, алкогольное или наркотическое опьянение отца в момент зачатия (во многих странах до сих пор существует понятие «дети воскресенья»), неблагоприятная экологическая обстановка, инфекции на этапе гестации (вынашивания беременности), прием ряда медикаментов, лучевые нагрузки.

Распространенные причины деменции – нейродегенеративные процессы, приводящие к деградации, перерождению, отмиранию функциональных клеток головного мозга (напр., болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви и мн.др.); черепно-мозговые травмы; употребление психоактивных веществ и другие интоксикации; сосудистые дисфункции и заболевания (см. «Сосудистая деменция»); инфекции с вовлечением центральной нервной системы (энцефалиты, менингиты, сифилис и т.д.). Отдельную группу деменций образуют состояния приобретенного слабоумия, развивающиеся в динамике тяжелых нервно-психических заболеваний, таких как шизофрения, эпилепсия и др.

Симптоматика

Как олигофрении, так и деменции чрезвычайно широко варьируют по степени выраженности и тотальности интеллектуального дефицита. Так, применительно к умственной отсталости выделяют три степени дебильности, за которыми в классификациях следуют имбецильность, кретинизм, идиотия (наиболее глубокая умственная отсталость).

Деменции классифицируют как легкую, среднюю и тяжелую; различают лакунарный вариант (при котором часть связанных с интеллектом функций снижена, другая часть относительно сохранна) и тотальную, или глобарную деменцию, при котором сравнительно равномерно снижены все высшие психические функции.

Пограничные, т.е. близкие к норме степени врожденного или приобретенного слабоумия характеризуются бедностью речи (по составу, организации, интонированию), сниженной способностью к абстрагированию, устному счету, усвоению новых навыков, недостаточной интуицией и эмпатией, плоским юмором, суженным объемом и неустойчивостью памяти и внимания, нередко нарушениями эмоционального контроля и дефицитом моральных представлений, – однако лица с подобными симптомокомплексами могут быть вполне адаптированными и даже занимать, подобно булгаковскому Шарикову, государственные посты (вплоть до весьма высоких, увы).

При наиболее тяжелых степенях тотального слабоумия полностью отсутствуют речь, способность к самообслуживанию, инстинкты самосохранения, ориентация в пространстве, ситуации, собственной личности, времени. Такие больные влачат, по сути, вегетативное существование и в отсутствие всеобъемлющего внешнего ухода быстро погибают.

Всё, что только может встречаться в диапазоне между указанными полюсами, – в любых сочетаниях, вариациях, нюансах, – встречается на самом деле, и в рамках одной статьи осветить все разновидности и градации слабоумия совершенно невозможно.

Диагностика

Оценивание или, в идеале, точное измерение индивидуального интеллектуального уровня является гораздо более сложной задачей, чем может показаться на первый взгляд. Систематическая научная разработка данной проблемы началась примерно со второй половины ХIХ века (хотя отдельные попытки, продиктованные нуждами конкретных социальных практик, предпринимались и раньше). Абсолютный теоретический и методологический приоритет в этом плане принадлежит психологии; именно эта наука на сегодняшний день обладает наиболее развитым и точным психометрическим инструментарием, т.е. методиками диагностики интеллектуального развития. Как правило, эти методики являются комплексными и включают серию субтестов, т.е. заданий различного типа, содержания и направленности. По результатам вычисляется, – в сопоставлении с имеющимися нормативными показателями, – т.н. коэффициент интеллекта, или IQ (от англ. «intelligence quotient»). Этот термин был предложен У.Штерном в 1912 году и с тех пор стал широко известным за пределами специальных наук. Несмотря на обоснованную критику и продолжающиеся дискуссии относительности правомерности такого подхода, в клинической, педагогической, экспертной практике именно IQ пока остается наиболее значимым, информативным, многоплановым и надежным показателем. Существует ряд методов оценки интеллектуального коэффициента (нормой считаются его значения в интервале 80-120), среди которых нельзя не отметить применяемый психологами всего мира диагностический комплекс Д.Векслера (WAIS для взрослых и WISC для детей). Однако используются и другие методики, также достаточно валидные и надежные, напр., таблицы Равена, тест Амтхауэра, культурно-независимый тест Кэттелла и т.д. Собственные шкалы, учитывающие специфику конкретной отрасли, разработаны в педагогике, психиатрии и т.д. (здесь отметим, например, очень популярную у специалистов психоневрологического профиля шкалу MMSE, или «Mini-mental», которая, при кажущейся простоте и примитивности, дает возможность достаточно полно оценить статус когнитивных функций).
Наши услуги

Консультация психотерапевта

возможна онлайн-консультация и вызов на дом
5 500 Р

Слабоумие

Array
0 Р

Консультация психолога

возможна онлайн-консультация
3 800 Р
Показать всё
Скрыть всё

Лечение

К сожалению, абсолютное большинство олигофрений и деменций с трудом (а в ряде случаев и вовсе не) поддаются коррекции. Однако принципы биоэтики, толерантности, да и просто элементарной человечности требуют максимального использования всех шансов на обеспечение приемлемого качества жизни и социальной адаптации для лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями, – во всех случаях, где такие шансы есть. С этой целью организуются специальные школы и интернаты, разрабатываются обучающие, тренинговые, психотерапевтические, психокоррекционные, развивающие программы, на государственном уровне осуществляется подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля. Российские школы психологии, психоневрологии, педагогики традиционно занимают в этом плане лидирующие места в мире. Другой вопрос – в финансовом и организационном обеспечении таких программ со стороны государства. Однако альтернативы нет: как бы банально ни звучало, но степень цивилизованности общества действительно определяется тем, как это общество относится к своим гражданам с расстройствами психики и интеллектуальным дефицитом.
Читайте также
Все публикации

Без VPN сайт будет работать быстрее


Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.

?>