Симптомы
Введение
Определения, основные сведения, статистические данные, критерии диагностики см. также в общем обзоре «Бесплодие».
Под женской инфертильностью (бесплодием, стерильностью), согласно принятым ВОЗ критериям, в настоящее время подразумевается неспособность женщины забеременеть в течение одного года и более, – при условии, что частота незащищенных вагинальных половых контактов составляет минимум 2-3 раза в неделю.
Очевидно, что бездетность пары не обязательно обусловлена проблемами именно женского здоровья – во многих случаях имеет место бесплодие мужское или комбинированное (когда нарушения выявляются у обоих партнеров либо пара иммунологически несовместима). Кроме того, иногда причина бесплодия оказывается недоступной для существующих на сегодняшний день средств диагностики (в этих случаях говорят о необъяснимой инфертильности) и/или идентифицируется ошибочно, т.е. ее устранение не приводит к восстановлению фертильности.
В данном контексте следует учитывать, что женская репродуктивная система весьма и весьма сложна в своем строении и функционировании. С одной стороны, эволюция «стремилась», – отнюдь не безуспешно, – обеспечить максимально возможную устойчивость и эффективность механизмов продолжения рода. С другой, здесь вступают в силу общие законы системотехники, в том числе и тот, согласно которому усложнение любой системы ведет к повышению вероятности сбоев, отказов и поломок. В нашем случае речь, конечно, идет о различных аномалиях, патологических состояниях и процессах, которые зачастую имеют место на клеточном, молекулярном, генетическом, психофизиологическом уровнях, где пока далеко не все поддается доказательной диагностике. Впрочем, исследовательский и методологический арсенал репродуктологии (мультидисциплинарной медицинской отрасли, занимающейся проблемами фертильности) в последние десятилетия совершенствуется очень быстро, и в ряде ситуаций, которые еще двадцать или тридцать лет назад представлялись совершенно безнадежными, сегодня удается результативно применить т.н. вспомогательные репродуктивные технологии (англ. ART, от «assisted reproductive technology»).
Оценки распространенности женского бесплодия варьируют со значительным разбросом, однако большинство серьезных источников сходятся в том, что в общей этиологической структуре инфертильности доля нарушений женского репродуктивного здоровья составляет не менее половины всех случаев. При этом различают бесплодие первичное (беременность никогда не наступала в прошлом) и вторичное (способность к зачатию, изначально сохранная, впоследствии была утрачена); бесплодие преодолимое и бесплодие абсолютное (в последнем случае имеют место необратимые органические изменения, исключающие наступление беременности).
Причины
К настоящему времени доказана значимость десятков причин и факторов риска, могущих снижать или блокировать репродуктивную функцию женского организма. Существует множество классификаций, основанных на критериях приобретенности или генетической обусловленности, локализации и т.д.
Большинство известных факторов риска, которые составляют категорию «приобретаемых» (т.е. негенетических), сами по себе не могут считаться непосредственной причиной бесплодия, однако, – согласно данным Американского общества репродуктивной медицины и других аналогичных ассоциаций, – существенно снижают шансы на беременность, особенно в комбинации с другими неблагоприятными условиями. К таким факторам относятся, в частности, курение, поздний детородный возраст, ИППП (инфекции, передаваемые половым путем), избыточная или недостаточная масса тела, стрессогенные социальные и семейно-бытовые ситуации, бессознательный страх перед беременностью и теми биосоциальными изменениями, которые влечет за собой рождение ребенка (психогенная инфертильность в настоящее время рассматривается как особая форма бесплодия, которую зачастую удается преодолеть исключительно методами психотерапии и психокоррекции).
К более значимым факторам инфертильности относят лучевые и токсические воздействия (иногда удается выяснить, что такому воздействию женщина подвергалась еще на этапе внутриутробного развития, следствием чего и становится бесплодие в зрелом возрасте), химиотерапию, употребление каннабиноидов, хирургические вмешательства на органах репродуктивной системы, наличие сахарного диабета, тромбофилии, целиакии, тяжелых заболеваний печени и почек.
В отдельные группы причин выделяют:
- эндокринные факторы (поражения и заболевания гипофизарно-гипоталамической системы или отдельных желез внутренней секреции);
- иммунные факторы (наличие в организме женщины антиспермальных антител, подавляющих активность сперматозоидов данного партнера, препятствующих оплодотворению, прикреплению яйцеклетки, развитию эмбриона и т.п.);
- генетические факторы (насчитывается, как минимум, несколько десятков генов, спонтанные мутации в которых могут привести к бесплодию);
- яичниковые факторы (поликистоз яичников, синдром истощения яичников, ановуляция, преждевременная менопауза, лютеиновая дисфункция и др.);
- трубные и перитонеальные факторы (сальпингит, спаечная болезнь, ранее перенесенная внематочная беременность, эндометриоз и т.д.);
- маточные факторы (аномалии строения, фибромиомы и другие новообразования, синдром Ашермана-Фритча);
- цервикальные (шеечные) факторы (стенозирующие процессы, аномальный состав слизи и др.).
В некоторых случаях имеет место сочетанное бесплодие, т.е. обнаруживается одновременно несколько причин.
Симптоматика
Главным симптомом выступает, как показано выше, ненаступление беременности в течение года и более, – при регулярной половой жизни и отсутствии очевидных препятствий в виде контрацепции, послеродовой аменореи, лактации, перенесенной экстирпации матки и др.
Если бесплодие обусловлено активным патологическим процессом, доминирует клиника этого заболевания. Однако в ряде случаев никаких ощутимых симптомов нет, и причины приходится искать путем многопланового диагностического обследования.
Впрочем, применительно к симптоматике инфертильности нельзя не упомянуть еще один аспект – психологический. Сам термин «бесплодие» подразумевает, что пара (или одинокая женщина) активно стремится к деторождению, но беременность не наступает. Почти всегда такая ситуация приводит к развитию серьезных, иногда тяжелых психопатологических синдромов депрессивного или невротического характера, что требует специализированной психологической, психотерапевтической, психиатрической помощи. Во многих культурах женская инфертильность становится причиной жестокой социальной стигматизации; некоторые законодательства до сих пор наделяют мужей правом фактически выставить жену за дверь на основании ее бездетности, т.е., по сути, признают фертильность единственным ценным качеством женщины. До сих пор нередки ситуации, когда бесплодие интерпретируется не как медицинская проблема, а как вина женщины, как «улика», свидетельствующая о каких-то смертных грехах или эгоистическом нежелании иметь детей, причем иногда агрессивно-обвинительную позицию занимает партнер – и упорствует даже после того, как обследование однозначно идентифицирует бесплодие мужское , а не женское.
Указанные явления, как и многие другие рудименты дикости в коллективном сознании (не только уродливые сами по себе, но и, заметим, калечащие), в ХХI веке преодолеваются порой гораздо сложнее, чем собственно инфертильность.
Диагностика
Прежде всего, самым тщательным образом изучается доступный анамнез; производится общий осмотр и стандартное обследование на кресле. Назначается батарея лабораторных исследований: общеклинические анализы, культуральные и/или серологические исследования для идентификации патогенной флоры, определение гормональной картины крови, оценка овариального резерва яичников, посткоитальный тест и пр. Производится детальное обследование состояния органов репродуктивной системы; в разных ситуациях, в зависимости от наиболее значимой клинической гипотезы, назначают УЗИ, МРТ, биопсию, диагностическую лапароскопию, гистеросальпингографию, гистероскопию, генетические исследования и другие доступные в конкретной клинике процедуры.
Лечение
Различают лечение бесплодия (при наличии установленной причины органического, инфекционного или эндокринного характера) и преодоление бесплодия (если такая причина не установлена). Во всех случаях принимаются меры по излечению диагностированных заболеваний или купированию обострений, назначается общеукрепляющая терапия, вкл. витаминно-минеральные комплексы, категорически исключаются саморазрушительные привычки и прочие устранимые факторы риска. Иногда под лечением подразумевается хирургическое вмешательство, в других случаях показана медикаментозная или гормональная коррекция в сочетании с методами физиотерапии и нормализацией образа жизни. Широко применяются вспомогательные репродуктивные технологии, такие как внутриматочная инсеминация, экстракорпоральное оплодотворение (в той или иной модификации метода). При неэффективности или заведомой бесперспективности (напр., при иммунном бесплодии) всех принимаемых мер рассматривается вопрос о донорстве спермы, суррогатном материнстве или усыновлении.
Так или иначе, процент излечения и/или преодоления женского бесплодия сегодня очень высок. Пусть даже в некоторых случаях требуется терпение, время и значительные ресурсы, – проблема может быть решена практически во всех случаях.