Энциклопедия

Розацеа

Розацеа или, полнее, акне розацеа (acne rosacea) – латинское наименование кожного заболевания, на русском языке известного как «розовые угри»

Записаться на приём

Энциклопедия

Розацеа

Розацеа или, полнее, акне розацеа (acne rosacea) – латинское наименование кожного заболевания, на русском языке известного как «розовые угри»

Записаться на приём

Симптомы

Розацеа

Розацеа или, полнее, акне розацеа (acne rosacea) – латинское наименование кожного заболевания, на русском языке известного как «розовые угри». Название обусловлено характерным интенсивным оттенком высыпаний, пустул (гнойничков) и эритематозных покраснений, тогда как собственно с акне, или угревой сыпью, розацеа имеет мало общего.

Наиболее часто розацеа первично диагностируется в возрастном интервале 30-50 лет; распространенность в общей популяции варьирует в пределах 2-8%, среди заболевающих преобладают женщины, особенно представительницы европеоидной расы с белой чувствительной кожей.

Розацеа впервые упоминается, как принято считать, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера (конец ХIV века); другие исследователи полагают, что первое описание дано в одном из произведений древнегреческого поэта Феокрита, творившего за три века до нашей эры. Так или иначе, розацеа сопровождает человечество уже очень давно и определенно не является «болезнью технологической цивилизации».

Причины

Кожа, как известно – самый большой по площади орган человека. Но это еще и очень сложный орган, требующий огромной и, в идеале, безупречно отлаженной системы кровоснабжения (оксигенации и тканевого питания), обмена веществ, иннервации, увлажнения, самоочищения, иммунной защиты. Если дисфункционирует хотя бы один элемент этой системы, могут нарушиться бесчисленные биохимические и функциональные взаимосвязи, что и приводит к развитию кожных болезней. Большинство дерматологических заболеваний, и розацеа в том числе, являются полиэтиологическими: есть несколько главных факторов риска и пара десятков второстепенных; в каждом случае есть комплекс причин, значение которых уже давно и достоверно доказано. Но у разных больных с одной и той же дерматологической патологией эти комплексы не совпадают, и наоборот: при одних и тех же рисках могут развиться совершенно разные заболевания. Человек со здоровой безупречной кожей порой имеет втрое больше причин заболеть, чем многолетний и уже почти отчаявшийся пациент дерматологических клиник – и, однако же, в отличие от второго не заболевает.

На данном этапе развития науки есть, к сожалению, доля горькой правды в шутках о тех медицинских специальностях, где «врачам хорошо, потому что больные и не умирают, и не выздоравливают». Мы действительно знаем и понимаем пока не всё. Но отсюда вовсе не следует, что медицина стоит на месте, что не появляются новые, – ключевые, может быть, – факты и все более эффективные способы лечения болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. Все-таки дерматология как наука еще очень молода (чего не скажешь о гигантском арсенале эмпирически найденных средств ухода за кожей, который пополняется уже несколько тысячелетий), и да, сегодня дерматологам иной раз проще вылечить болезнь, чем объяснить, почему она появилась и почему в данном случае столь мощно подействовало лечение, которое не помогло пациенту с точно такой же симптоматикой и прочими равными условиями. Всё это непременно будет изучено, разгадано, объяснено и изложено в виде компактных безотказных протоколов.

Этиопатогенез розацеа на сегодняшний день остается неизвестным. С началом исследований клеща демодекса, открытого в середине ХIХ века, и до недавнего времени считалось, что розацеа – это один из закономерных симптомокомплексов демодекоза. Однако эта концепция так и не нашла подтверждения: демодекоз и розацеа являются взаимопотенцирующими заболеваниями, но не более того.

В основе образования розовой угревой сыпи лежит патологически высокая реактивность мелких артериол и капилляров кожи. Под действием ряда факторов (увы, приходится говорить о «ряде факторов»…) нарушается регуляция тонуса кровеносных сосудов, истончаются и становятся хрупкими их стенки, аномально расширяются просветы, – чем и формируется специфичная для розацеа клиническая картина.

Главными факторами-провокаторами выступают:

  • наследственная предрасположенность (необходимы дальнейшие исследования генетических механизмов такого рода);
  • желудочно-кишечные заболевания (особенно активизация «бациллы язв и гастритов», т.е. бактерии Helicobacter pylori);
  • нейроэндокринные дисфункции и дисбалансы;
  • иммунопатологические (в том числе, возможно, аутоиммунные) расстройства;
  • определенные изменения состава крови (в частности, сообщалось о повышенном содержании антибактериального пептида САМР у больных розацеа);
  • алиментарные (пищевые) факторы: алкоголь, обжигающе горячее питье, острая пища и т.д. ;
  • физические факторы окружающей среды (перепады температуры воздуха, прямой солнечный свет, пыль, ветер и т.д.);
  • слишком частые и практикуемые фанатично (чем грешат многие современные женщины) процедуры по «улучшению состояния» и «омоложению» кожи, которые на самом деле для последней оказываются тяжелым противоестественным испытанием;
  • стрессогенные факторы.

Отдельно рассматривают молниеносную розацеа беременных, а также лекарственную форму розацеа, развивающуюся на фоне интенсивной местной терапии кортикостероидными гормонами (при отмене препаратов симптоматика редуцируется).

Симптоматика

Розацеа локализуется на коже лица. Выделяют несколько клинических форм, в целом действительно напоминающих классификацию демодекоза: эритематозная (хроническое покраснение), папуло-пустулезная (гнойничковая сыпь), фиматозная (бугристо-узелковая), глазная (офтальмопатология той или иной выраженности присоединяется примерно в половине случаев).

У некоторых больных заболевание протекает волнообразно – проявления резко усиливаются в ответ на провоцирующие факторы (см.выше); у других пациентов внешние симптомы выражены и заметны постоянно. Нередки случаи присоединения вторичных инфекционных дерматитов, что может значительно утяжелить ситуацию и усугубить косметический дефект.

Очень разнообразны и подчас тяжелы осложнения со стороны органов зрения (вплоть до полной слепоты).

К наиболее типичным клиническим признакам розацеа относятся:

  • эритема (краснота кожи) лица, иногда с распространением на шею и грудь;
  • бугорковая, узелковая, угревая, гнойничковая сыпь;
  • телеангиоэктазии;
  • ринофима, которая иногда рассматривается как закономерная поздняя стадия розацеа;
  • изменения структуры кожи на пораженных участках (утолщение, огрубление и т.д.);
  • (не обязательно) зуд, жжение или иные дискомфортные ощущения;
  • невротические развития, депрессии и другие расстройства психического состояния, обусловленные косметическим дефектом и нарушениями социального функционирования.

Диагностика

Диагноз уверенно устанавливается дерматологом анамнестически и клинически, в ходе осмотра. Однако в любом случае требуется дополнительное обследование – для оценки выраженности интеркуррентного демодекоза, идентификации возбудителей вторичной бактериальной и/или грибковой инфекции, выявления иммунных, метаболических, эндокринных и других нарушений, могущих в данном конкретном случае иметь решающее значение. По мере необходимости к лечебно-диагностическому процессу привлекаются специалисты соответствующих специальностей.
Наши услуги

Консультация дерматолога

возможна онлайн-консультация и вызов на дом
4 900 Р

Консультация эндокринолога

возможна онлайн-консультация
3 800 Р

Консультация врача-инфекциониста

возможна онлайн-консультация и вызов на дом
3 800 Р
Показать всё
Скрыть всё

Лечение

Как видно из вышеизложенного, эффективное лечение розацеа требует соблюдения ряда условий: высокая, регулярно актуализируемая квалификация врача и полное доверие к нему со стороны пациента (этот пункт не случайно поставлен первым); строго индивидуальный подход; тщательное обследование и максимальный учет его результатов; постоянный контроль эффективности лечения и динамики состояния кожи.

Вместе с тем, сегодня любая терапевтическая схема является паллиативной, симптоматической. Хорошие результаты дает высокотехнологичное местное лечение (электро- и фотокоагуляция, криотерапия и мн.др.), фитотерапевтические методы с противовоспалительным, десенсибилизирующим, антисептическим действием. По показаниям применяются местные и системные антибиотики, антимикотики, средства элиминации демодекса, антагонисты мужских половых гормонов (для нормализации секреции кожного сала), иммуномодуляторы. Очень важно минимизировать контакт с раздражающими кожу факторами, скорректировать рацион, внести необходимые изменения в режим гигиены и ухода за кожей лица.

При поздних, тяжелых и осложненных формах иногда приходится прибегать к хирургическому лечению (например, вскрытие и дренирование гнойников, иссечение ринофимы, офтальмохирургическое вмешательство). Поэтому излишне говорить, насколько важен фактор времени: при раннем обращении за помощью, адекватном отношении к ситуации и современном комплексном терапевтическом подходе розацеа лечится успешно, с кардинальным устранением косметического дефекта.

Читайте также
Все публикации

Без VPN сайт будет работать быстрее


Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.