Введение
Однажды в кабинете дерматолога довелось услышать примерно следующее: «А давайте лучше вашу девочку вылечим от клеща! Понимаете, как лечить клеща – это я знаю и умею, а вот все остальное – не очень»…
Дерматологом была дама, известная своим саркастическим, смелым и слегка парадоксальным мышлением (что и проявилось в цитированном монологе), результативная и многоопытная, успешно излечившая бог знает сколько народу от бог весть каких кожных болезней. Однако в ее профессиональной, – высокопрофессиональной! – самоиронии был, конечно, скрытый смысл, и не случайно статье предпослана эта анекдотическая быль.
Демодекс, он же железница, он же ресничный клещ – микроскопическое паукообразное, входящее, если верить Википедии, в тип членистоногих из царства животных в домене ядерноклеточных (эукариот). И это тоже существенно: членистоногие – самый адаптированный, многообразный и обширный легион живых существ на Земле (кроме вирусов и бактерий), включающий свыше миллиона видов, т.е. 4/5 всей биологической номенклатуры, известной на данный момент. Это серьезный претендент на престол хозяина планеты, успешно конкурирующий даже с грибами или теми же вирусами. Ниже под демодексом будем подразумевать интересующие нас виды D. folliculorum и D. brevis (особенно первый, т.н. железницу угревую), – которые, со своей стороны, проявляют взаимный интерес к человеку, но в несколько ином плане: как к среде обитания и источнику пищи. Прочие виды инфестируют животных, особенно собак.
Таким образом, микроскопический клещ демодекс – внутрикожный паразит.
Это двуполое животное в развитии проходит пять стадий, от яйца до взрослой особи включительно; длина составляет, в среднем, около 300 микрометров или 0,3 миллиметра (на стадии червеобразной нимфы – до 0,4 мм). Обитает в волосяных фолликулах, иногда по 3-4 и более особей. Располагается всегда передней, ротовой частью вниз; задняя, хвостовая часть выступает над поверхностью кожи, как кончик ракеты из пусковой шахты. В фолликулах же демодекс и умирает, оставляя какое-то количество детритной массы (разлагающаяся органика). Питается преимущественно секретом сальных желез. Цикл развития занимает 2-3 недели, полный жизненный цикл – несколько недель. За это время самка неоднократно откладывает яйца в том или ином количестве (до нескольких десятков при благоприятствующих условиях).
Паразит распространен повсеместно, причем риск инфестации человека не зависит от географического, этнического, полового и каких-либо иных факторов, кроме возрастного: в этом эпидемиологическом срезе данные варьируют от 0% при рождении до 100% у пожилых людей. Частота встречаемости в выборках молодого и зрелого возраста оценивается на уровне 60-95%. Принято считать, однако, что в большинстве случаев присутствие демодекса не оказывает никакого влияния ни на общее здоровье, ни на состояние кожи.
Демодекс известен с середины ХIХ века, однако в последние десятилетия стал приобретать своеобразную популярность; и специалисты, и люди с т.н. проблемной кожей говорили об этом микроклеще так много, что создавалось впечатление, будто найдена причина чуть ли не всех дерматологических заболеваний. Это, конечно, не так, хотя проблемы демодекс и впрямь может создавать большие.
Демодекоз – это заболевание или, вернее, группа заболеваний кожи, связанных с повышенной жизненной активностью демодекса. Обратим внимание на слово «связанных»: статистическая связь установлена давно и с высокой достоверностью, но является ли она причинно-следственной – остается вопросом.
Причины
Продукты жизнедеятельности демодекса представляют собой раздражающий, сенсибилизирующий (аллергизирующий) и, вероятно, общетоксический фактор. На данный момент не вполне ясно, почему у одних людей демодекс остается пассивным и незаметным, а у других резко активизируется, бурно размножается, увеличивает популяцию и вызывает демодекоз.
Многое в этом патогенетическом механизме, впрочем, известно доподлинно. Численность популяции и активность клеща тесно связана с иммунными и гормональными факторами, а также с состоянием кожи, – которое, как известно, может ухудшаться под действием множества причин. То, что некоторое время назад считалось следствием демодекоза (например, розацеа, розовые угри) на самом деле является предрасполагающим фоном, – таким же, как и врожденная гиперсекреция кожного сала. Учитывая, что демодекс способен метаболизировать биохимические соединения из группы гормонов (для него это нечто вроде деликатеса), состояние эндокринной системы также является одной из важнейших детерминант, определяющих латентный или клинически значимый характер демодексного паразитоза.
Вероятность перехода в активную форму достоверно повышается следующими факторами:
- снижение иммунитета;
- гормональные расстройства, дисбалансы и перестройки любого характера;
- расстройства обмена веществ;
- желудочно-кишечные заболевания (значение которых в развитии демодекоза ранее, по-видимому, недооценивалось);
- особенности строения (в частности, крупные поры, рыхлость) или патологические изменения структуры кожи, ослабление ее барьерных функций, независимо от причин;
- повышенная секреция кожного сала («жирная кожа») как врожденная особенность или приобретенная патология;
- косметика и средства ухода за кожей, особенно гормонсодержащие;
- алиментарный фактор (жирная, острая, приторно-сладкая, «химическая» и прочая нездоровая пища);
- алкоголь;
- угревая сыпь любой этиологии и другие кожные заболевания;
- бани, бассейны и сауны;
- сезонность (пик обострений приходится на теплое время года);
- выраженная аметропия.
Вероятней всего, этот перечень не полон. Демодекоз является типичным мультифакторным заболеванием: развивается при определенных сочетаниях предрасполагающих условий, прямых факторов риска и триггерных (запускающих) моментов. Как и другие аналогичные заболевания, демодекоз остается в центре внимания и служит предметом упорных исследований, проводимых ведущими мировыми институтами и лабораториями, национальными и международными дерматологическими ассоциациями. Возможно, это вообще неправильно – называть демодекоз болезнью, в то время как он является лишь вторичным синдромом, осложняющим самые разные первичные, «настоящие» заболевания и патологические состояния.
Упомянутая выше неопределенность заключается, повторим, в том, что у людей из группы стопроцентного риска клещ может оставаться инактивным, – демодекс есть, риск есть, а демодекоза нет, – тогда как при отсутствии сколько-нибудь значимой благоприятной почвы демодекоз иногда не просто манифестирует, но и протекает в тяжелой, хронической, персистирующей форме.
Действительно, пока не всё известно и не всё понятно. Но будем надеяться, что это лишь вопрос времени.
Симптоматика
Учитывая особенности жизненного цикла и питания, демодекс концентрируется в местах скопления сальных и мейбомиевых желез: по краю век, на лице, в бровях, наружном слуховом проходе. Универсальными признаками служат бугристость и сальный блеск пораженных участков, чаще всего отмечается покраснение, зуд (особенно вечером и ночью, когда клещ активизируется), выпадение ресниц.
Различают несколько клинических подтипов демодекоза: эритематозный, папулопустулезный, фиматозный, глазной.
Так, эритематозный демодекоз характеризуется выраженными покраснениями (собственно эритема) и высыпаниями; папулопустулезный – образованием нагноившихся пузырьков (выдавливать которые настолько же опасно, насколько и бесполезно); фиматозный – преобладанием изменений в структуре и, соответственно, внешнем виде кожи (утолщение, бугристость, «нездоровая» поверхность). При глазном демодекозе выражен блефарит – воспаление век.
Любая разновидность демодекоза, если она протекает в выраженной или тяжелой форме, создает косметический дефект. В свою очередь, это приводит к различным психопатологическим расстройствам депрессивного, невротического, а в некоторых случаях и психотического регистра, резко сокращая качество жизни и ограничивая социальное функционирование во всех смыслах.
Достаточно типичным для демодекоза является присоединение бактериальной инфекции и обострение интеркуррентных дерматологических заболеваний, напр., атопического дерматита, себореи и т.д.
Диагностика
Лечение
В большинстве источников указывается, что полностью элиминировать клеща невозможно, т.е. риск рецидива остается в любом случае. По всей видимости, это действительно так, – даже если не из-за живучести демодекса, то в силу практически стопроцентной вероятности повторного заражения. Таким образом, обещания «вылечить демодекоз быстро и навсегда», от кого бы они ни исходили, должны не воодушевлять, а настораживать, – заставляя незаметно ощупать кошелек: дескать, на месте ли еще, или уже перекочевал к «целителю».
Другое дело, что при демодекозе можно и нужно добиваться продолжительной, качественной, бессимптомной ремиссии. Принимая во внимание все вышесказанное, это в любом случае сложно, – гораздо сложнее, чем просто «помазать болтушкой» на основе серы. Соединения серы действительно фатальны для демодекса, однако этого совершенно недостаточно. Настоящее лечение, ориентированное на результат, – а не на то, «чтоб хоть не так заметно было», – всегда носит комплексный характер. Помимо местных процедур, оно включает самые серьезные меры по коррекции факторов, связанных с привычками, питанием и образом жизни. Все понимают, как это трудно изнеженному человеку ХХI века, не выносящему никаких перемен в данной области, истово верующему в таблетки и уже практически неспособному совершать какие-либо усилия над собой ради здоровья. Но других подходов нет и пока не предвидится.
Обязательным и очень важным элементом терапии является участие гастроэнтеролога, эндокринолога, аллерголога-иммунолога – с соответствующим обследованием и, при необходимости, лечением.
Возрастающая роль в настоящее время отводится высокотехнологичным физиотерапевтическим процедурам.
И очень рекомендуется любые препараты, мази, отвары, гели, пилюли, процедуры, диеты и прочие шаги в данном направлении – предпринимать исключительно по назначению и под контролем дерматолога.