Корь

Консультация врача общей практики
Консультация педиатра
  • Корь
  • Причины
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение

Корь – один из наиболее распространенных инфекционных антропонозов. Последний термин означает, что клинически значимая симптоматика развивается только у человека; более того, корь является антропонозом абсолютного типа, поскольку возбудитель не имеет промежуточных хозяев или носителей в дикой природе, будучи облигатным внутриклеточным паразитом человека.

Принято относить корь к числу т.н. детских болезней: в подавляющем большинстве случаев корью переболевают дошкольники или ранние школьники, после чего у них вырабатывается стойкий иммунитет.

Однако заболеть можно в любом возрасте, учитывая, что это вирусное заболевание характеризуется чрезвычайно высокой контагиозностью (способностью передаваться от человека к человеку) и легко обретает характер эпидемических вспышек или эпидемий. В частности, на момент написания статьи  (2018-2019) во многих европейских странах наблюдается рекордно высокий, за последние годы, уровень заболеваемости, и снизить его пока не удается. Зарегистрировано уже около 40 летальных исходов. Как и другие острые вирусные инфекции этой группы (напр., ветряная оспа, краснуха или свинка/паротит), корь полиморфна в своих клинических проявлениях и очень опасна осложнениями.

Вообще, пренебрежительно-беспечное отношение к этому заболеванию, сформировавшееся у части населения к концу ХХ века, абсолютно ничем не оправдано. По оценкам ВОЗ, корь и сегодня уносит ежегодно от 100 до 200 тысяч жизней по всему миру, а за период с середины ХIХ до начала нынешнего века от кори погибло, как минимум, 200 миллионов человек. Известно, например, что в свое время эта «обычная детская болезнь» выкосила пятую часть Гавайских островов, затем третью часть населения Фиджи и половину популяции Андаманских островов. При этом корь отнюдь не является экзотической «болезнью далеких островов»: по мере урбанизации и роста плотности населения высокая летальность наблюдалась на всех континентах, включая Европу и Америку.

Ситуация кардинально изменилась совсем недавно, лишь в 1960-х годах, с появлением и широкомасштабных внедрением эффективных вакцин. Однако по сей день корь относится к числу тяжелых заболеваний и пока даже не приближается к статусу т.н. побежденных болезней.

В тех странах, где благодаря массовой вакцинации заболеваемость и летальность удается удерживать на минимальном уровне, сначала появились «настроения», а потом чуть ли не «движение» против прививок. Суть этой позиции, странной для цивилизации ХХI века, примерно такова: лучше дать ребенку переболеть корью (гриппом, ветрянкой и т.д.), как все встарь переболевали, чем подвергать риску связанных с иммунизацией осложнений. При этом не учитывается, что заболевали-то все, да отнюдь не все выживали; к тому же осложнения вирусных заболеваний данной группы  (см.ниже), мягко говоря, не легче «прививочных» побочных эффектов. Наконец, частота поствакцинальных осложнений, – не естественных и контролируемых реакций на живую вакцину, а именно осложнений, – на порядки ниже, чем вероятность осложнений кори, связанная с которой летальность даже в самых развитых странах остается на уровне 0,2-0,5%.

Указанные социально-психологические тенденции приводят к тому, что во взрослой популяции (которая переносит корь, в среднем, хуже детей) формируются обширные прослойки непривитых лиц. «Импорт» патогена извне, – что по мере развития миграционных процессов, культурного и делового туризма наблюдается все чаще, – приводит к эпидемическим вспышкам в иммунонекомпетентных сообществах. Об одном из таких недавних случаев Лахта Клиника рассказывала в новостной ленте (см. материал «Как один непривитый парень принес в Нью-Йорк корь»)

Читайте также:

Без VPN сайт будет работать быстрее


Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.