Симптомы
Введение
Термин «гипермобильность суставов» можно встретить во множестве синонимических вариантов: патологическая подвижность суставов, нестабильность суставов, патологическая гибкость, синдром гипермобильности суставов (ГМС), иногда даже «разболтанность суставов» или, в англоязычных источниках, «двойная сочлененность» (аналог «гуттаперчевости», описанной в известном рассказе Д.Григоровича).
Для отечественной медицины традиционным и устоявшимся является термин «дисплазия соединительной ткани», однако это скорее указание на этиопатогенез, чем синдромологическое определение. В международных нозологических классификаторах предусмотрена формулировка «синдром гипермобильности [суставов]».
Очевидно, что не всякую гибкость человеческого тела можно считать нормальной и здоровой: все дело в том, является ли она следствием упорных многолетних тренировок или же «троянским конем» от какой-либо патологии. В данном случае, как легко видеть из вышесказанного, речь идет о синдроме, т.е. о заведомо патологическом состоянии.
Первые упоминания об аномально подвижных суставах (в частности, о локтевых суставах скифов) приписываются еще Гиппократу. Однако началом систематического научного изучения этого феномена следует считать вторую половину ХIХ века. В медицинских источниках того времени появляется ряд публикаций по данной теме, и параллельно с этим предтечи современного шоу-бизнеса разогревают нездоровый интерес широкой публики к всевозможным «женщинам-змеям», «акробатам без костей» и т.п. (впрочем, техники конторционизма вызывали определенный интерес и пользовались успехом во все времена и практически во всех культурах). К середине ХХ века уже существовала четкая и достаточно аргументированная концепция аномальной подвижности суставов как одного из характерных проявлений коллагенопатии (патологии соединительной ткани), а в 1967 году было предложено современное понятие «синдром гипермобильности».
Согласно корректным эпидемиологическим оценкам, патологическая подвижность суставов в общей популяции встречается с частотой 4-7%. В некоторых выборках (например, среди артистов балета, где высоко ценится врожденная «выворотность») этот показатель существенно выше среднестатистического. Иногда публикуются данные о том, что гипермобильность распространена на уровне 10-25%, что признаки повышенной гибкости можно обнаружить у половины женщин и у четверти мужчин, – но такие расширительные оценки, по всей вероятности, включают крайние варианты физиологической нормы и случаи специальной тренированности, пусть даже остаточной.
Причины
Симптоматика
Во многих случаях гипермобильность не влияет ощутимо на качество жизни, не вызывает жалоб, но и не используется как преимущество в профессиональной или повседневно-бытовой деятельности. Однако более детальные исследования, осуществленные во второй половине – конце ХХ века, свидетельствуют о том, что при большей выраженности синдрома, или же по мере прогрессирования общей коллагенопатии, развиваются те или иные симптомокомплексы, могущие приводить к серьезным последствиям, – вплоть до тяжелой инвалидности. Отмечаются нарушения проприоцепции (восприятия и координации пространственного положения частей тела), повышенный риск суставной травмы (смещения, вывихи и пр.), остеоартрозы, всевозможные боли в суставах, мышцах, грудной клетке, позвоночном столбе; воспаления различных элементов суставов, плоскостопие. Зачастую гипермобильность сочетается с патологией сердца и сосудов (в частности, с варикозным расширением вен нижних конечностей), различными грыжами, избыточной растяжимостью кожи и стриями, несостоятельностью мышц тазового дна, нефроптозом и опущением других внутренних органов.