Симптомы
Вибрационная болезнь
Как известно, постоянными тренировками можно приучить себя к холоду, стать значительно выносливее к нагрузкам и даже выработать устойчивость к ядам (кроме тех, от которых можно выработать разве что зависимость). Ко многим инфекциям формируется или прививается иммунитет. Подушечки пальцев у профессиональных музыкантов-струнников уплотняются, каменеют и позволяют играть часами напролет, тогда как у спорадически «балующегося» любителя дистальные фаланги уже через полчаса просятся под холодную воду. Однако большинство вредоносных факторов обладают кумулятивным, накопительным эффектом. Сколько ни кури, – будет только хуже. Опорно-двигательный аппарат и зрительная система никогда не «привыкнут» к круглосуточному сидению перед компьютером. Как ни бравируй своей невосприимчивостью к радиации, угарному газу, реву турбореактивных двигателей или вредностям химического производства, – иммунитет к ним не появится; более того, компенсаторные возможности организма иссякают гораздо быстрее, чем нам кажется.
Одним из таких факторов является механическая вибрация.
Вибрационная болезнь – типичное профессиональное заболевание, которое до сих пор остается одним из наиболее распространенных. Раньше основными ее «поставщиками» были отбойные молотки и виброуплотнители бетона. Сегодня самые тяжелые работы такого рода автоматизируются или, по крайней мере, обеспечиваются все более совершенной антивибрационной защитой. С другой стороны, мировая станкоинструментальная промышленность придумывает и производит все больше мощных, компактных, удобных механизмов, которые нужно держать в руках. И не просто держать, а удерживать, – преодолевая вибрацию, порой очень интенсивную, – или же сидеть в механически связанной с источником колебаний кабине, которая в этом случае сама по себе становится стендом для испытания виброустойчивости человеческого организма.
Устойчивость эта, к сожалению, невысока и непродолжительна, ее хватает от силы на несколько лет. И ни рукавицы, ни каска от вибрации не защищают.
Согласно официальным данным, в общем объеме профессиональных заболеваний на долю вибрационной болезни приходится более 20% (второе место после заболеваний, обусловленных запылением воздуха). Это сложная, мультисистемная и полиморфная патология, которая зачастую приводит к утрате трудоспособности, вынуждает менять род деятельности, а в наиболее тяжелых случаях приводит к пожизненной инвалидизации. Иными словами, вибрация – более чем серьезная проблема для современного строительства, в т.ч. дорожного; для горнодобывающей и лесоперерабатывающей промышленности; для машиностроения, швейного производства, автосервиса и многих других отраслей, без которых современная жизнь невозможна.
Причины
Этиопатогенез вибрационной болезни связан с постоянным раздражающим воздействием на суставы, хрящевые и костные ткани, но главное – с продолжительным механическим раздражением нервных окончаний, которые природой совершенно не рассчитаны на подобный режим, особенно если он повторяется ежедневно в течение многих лет. Ни периферическая, ни центральная нервная система (спинной и головной мозг), ни иерархически подчиненные эндокринные железы попросту «не знают», как реагировать – поэтому в ответ на отчаянные нейронные сигналы от телец Фатера-Пачини (полимодальные рецепторы, расположенные в коже и других тканях) рефлекторно продуцируют неадекватный гормональный коктейль, где содержатся регуляторы воспаления, тактильной чувствительности, тонуса периферических сосудов и общего артериального давления, секреторно-ферментативной активности желудочно-кишечного тракта, тканевой трофики и метаболизма, сердечной деятельности. Бесследно такой хронический форсаж пройти не может, – и не проходит: формируется комплекс «привычных» нейроэндокринных нарушений, в совокупности образующих специфический полиневритический синдром. С каждым новым «сеансом» вибрационного воздействия ситуация только усугубляется.
Различают три вида вредоносной вибрации: общая (когда ритмичным сотрясениям, зачастую вместе с толчками, равномерно подвергается весь организм), локальная (типичная для работы с ручным инструментом) и комбинированная, сочетающая первые два вида. Имеют также значение частота и амплитуда колебаний, т.н. виброскорость и виброускорение, – этими параметрами определяется энергия, которую организм вынужден каким-то образом гасить, не имея на то эволюционных средств. В большинстве руководств по технике безопасности и профилактике профзаболеваний приводится наиболее опасный диапазон вибрации: 16-200 герц (т.е. 16-200 колебаний в секунду). В акустике это диапазон низкого, на пределах различимости, тяжкого гула, который при достаточной мощности, – будь то обстановка в цеху, органные пассажи «на басах» в католическом соборе или часть звукового спектра могучих, как Иерихонская труба, огромных динамиков на рок-концерте, – может вызвать очень серьезные расстройства высшей нервной деятельности и нейрогуморальной регуляции. Прецеденты случались и случаются; остается только надеяться, что работы по созданию инфразвукового оружия зайдут в тупик и не будут реализованы в серийном производстве – это действительно было бы апокалиптически жестоким оружием. Дело в том, что указанный спектр соответствует или приближается к собственным резонансным частотам человеческого тела, причем у разных систем организма эта частота отличается: расстройства зрения наступают при 60-90 Гц, резонанс черепной коробки вместе с ее фирменным содержимым – при 5-30 Гц (в зависимости от положения тела), вестибулярного аппарата – при 1-13 Гц, различных органов брюшной полости – при 2-8 Гц, сердца при 3-6 Гц, и т.д. По данным международных контрольных организаций и комиссий по промышленной безопасности, наибольший ущерб здоровью наносится именно низкочастотными, инфразвуковыми колебаниями (диапазон 8-16 Гц, т.е. полоса, которая находится ниже указанного ранее интервала, бесконечно цитируемого интернет-источниками).
В целом, на полезном использовании резонансных осцилляций построены почти все средства связи (а также МРТ или кардиоритмоводители в медицине), но этот же физический эффект способен разрушать даже самые несокрушимые, казалось, бы структуры – что ж говорить о хрупком человеческом теле.
Дополнительными факторами, способствующими развитию вибрационной болезни, являются застойные статические напряжения в мышцах и суставно-связочном аппарате, переохлаждение, шум, пыль, токсические пары.
Симптоматика
В динамике вибрационной болезни «локального» типа выделяют четыре стадии. Первыми проявлениями обычно становятся всевозможные парестезии – ложные ощущения (ползание мурашек, «электричество», тепло, онемение и т.д.). Затем присоединяются нарушения тканевого питания и кровообращения в капиллярах пальцев, симптоматика вегетососудистой дистонии. Появляется болевой синдром, постепенно утрачивается чувствительность к вибрации (одновременно с возрастанием уязвимости). Спазмы сосудов зачастую выглядят так же, как при вазоспастическом синдроме/болезни Рейно: белые или цианотично-красные пальцы, боль в перерывах работы, провоцирующее действие низкой температуры воздуха и т.д.
В дальнейшем развиваются расстройства рефлексов, формируется астено-невротический синдром, прогрессируют патологические изменения в суставах. На поздних этапах полностью утрачивается вибрационная чувствительность, симптоматика генерализуется с присоединением клиники сердечнососудистых и неврологических (полиневритических) нарушений.
Вибрационная болезнь, вызванная общей и толчковой вибрацией, обычно характеризуется вестибулярными нарушениями, проблемами со слухом и зрением, корешковым синдромом и другими осложнениями со стороны спинномозговых структур, дискинетическими расстройствами желудочно-кишечного тракта. Для комбинированной вибрационной болезни характерно преобладание неврастении (эмоциональная лабильность и истощаемость, неадекватно бурное реагирование на слабые раздражители и т.д.), головные боли, вестибулопатии, мышечные и суставные нарушения, вегетососудистые кризы, постепенно прогрессирующий когнитивный дефицит по органическому типу, очаги пароксизмальной активности на ЭЭГ, истончение кожи.
Диагностика
Лечение
Первым шагом терапии является полное прекращение пациентом каких бы то ни было видов деятельности, связанных с вибрацией и охлаждением. В дальнейшем, даже при достижении полного терапевтического успеха (а при адекватном своевременном лечении прогноз обычно благоприятен), подобные виды труда противопоказаны.
В терапевтической схеме, с учетом всех индивидуальных особенностей случая, применяют холинолитики (в частности, ганглиоблокаторы), сосудорасширяющие и спазмолитические средства, по показаниям – противовоспалительные, хондропротективные, антипароксизмальные препараты; эффективна физиотерапия, общеукрепляющие меры, назначение витаминных комплексов.
Наилучшей профилактикой вибрационной болезни является неукоснительное соблюдение правил и норм охраны труда, особенно в той части, которая касается допустимого времени непрерывной работы с источниками вибрации: столь привычные нам авралы, когда люди вынуждены работать чуть ли не сутками, наносят подчас непоправимый вред здоровью, и чем скорее мы все это поймем, тем крепче будет население страны.
Абсолютно оправданы, целесообразны и эффективны также регулярные профилактические осмотры, предписанные трудовым законодательством и директивами Минздрава РФ для вредных производств (от себя заметим, что любое производство, где есть вибрация, является вредным, – или, по крайней мере, может таковым стать при бездумной организации труда). Во всем мире прекрасно себя зарекомендовали и широко применяются корпоративные чек-апы, – периодические профосмотры персонала какой-либо клиникой или медцентром, где есть соответствующие специалисты, оборудование и опыт; западная практика давным-давно доказала прямые экономические преимущества, которые приносит медицинское сопровождение и выявление профессиональных (и не только) заболеваний у сотрудников, в какой бы сфере ни работала компания.