Терминология
Себорея – слово известное, звучит оно часто, да и на глаза попадается постоянно. Из узкоспециального лексикона оно перекочевало на упаковки с шампунями «для проблемных волос», масками, бальзамами, кондиционерами и другими средствами «анти», которые производятся в промышленных масштабах.
И все-таки это общеизвестное слово пришло в обыденную речь из медицины. Это не галантерейный, а нозологический термин, включенный во все национальные дерматологические руководства и в Международную классификацию болезней (МКБ, ICD).
Если переводить это слово прямо и дословно, получится «салотечение», «истечение сала». В абсолютном большинстве описаний акцентируется именно этот момент: себорея – гиперсекреторная дисфункция кожных сальных желез; кожного сала вырабатывается слишком много, что и обусловливает соответствующую клиническую картину.
Однако такие определения недостаточны: гиперсекреция кожного сала – лишь следствие. Более полным и содержательным представляется понимание себореи как полиэтиологического заболевания, в основе которого лежат нарушения нейроэндокринной регуляции, расстройство общего липидного (жирового) обмена и активность определенных микроорганизмов.
Согласно зарубежным данным, распространенность в популяции составляет около 2% среди взрослых и до 40% в выборках детей и подростков. По другим источникам, при включении в анализ легких и малосимптомных форм частота среди взрослых достигает 8-10%.
Следует видеть смысловые пропорции между понятиями «себорея», «себорейный дерматит», «питириаз». Так, себорея в некоторых случаях осложняется дерматитом, т.е. воспалением кожи со всей характерной симптоматикой (покраснение, мокнутие, зуд и т.д.). Себорейный дерматит, таким образом, едва ли можно считать самостоятельным заболеванием; это клинически выраженная себорея, и в современной литературе данные понятия употребляются как синонимические или, по крайней мере, очень близкие.
Питириаз (pityriasis, «отруби») – латинское название перхоти, которую, опять же, не приходится рассматривать как болезнь. Перхоть, т.е. аномально большое количество отшелушивающихся частиц кожи, представляет собой симптом себореи, и в отсутствие каких-либо иных симптомов может считаться легкой формой себорейного дерматита.
Причины
Как указано выше, себорея относится к полиэтиологическим заболеваниям.
Важнейшими факторами патогенеза выступают:
- гормональный дисбаланс (сдвиг в сторону мужских половых гормонов, чем и объясняется, в частности, высокая частота встречаемости себореи в пубертатный период у юношей или в периоды эндокринной перестройки у женщин);
- метаболические нарушения (нередко спровоцированные высокими психическими или физическими нагрузками);
- нарушения регуляции секреторной деятельности экзокринных желез кожи со стороны нейроэндокринной системы;
- ослабление иммунитета и, как следствие, активизация условно-патогенной микофлоры; наследственная предрасположенность (встречается, в частности, врожденный себорейный дерматит, поддающийся терапии значительно хуже прочих форм).
В роли патогена, вызывающего поверхностное воспаление кожи, обычно выступают дрожжеподобные липофильные (питающиеся жирами, в частности, секретом сальных желез) грибки Pityrosporum ovale (Malassezia furfur), Pityrosporum orbicuiare и др. Такие грибки обнаруживаются на коже практически любого взрослого человека, однако для их патогенной активизации необходимы указанные выше условия. При увеличении количества и, что также является важным фактором, изменении биохимического состава кожного сала барьерные свойства кожи нарушаются, и популяция грибка резко увеличивается. В развитии присоединяющихся себорейных дерматитов основную роль играет бактериальная флора – три вида из семейства пропионовокислых бактерий, колонизирующих кожные поры и волосяные фолликулы. Активизация пропионовокислых бактерий приводит к появлению угревой сыпи, воспалению и сенсибилизации кожи, пузырьковым нагноениям и т.д.
В целом, этиопатогенез себореи на сегодняшний день изучен недостаточно. Продолжаются исследования таких достоверно влияющих факторов, как питание, нервно-психические расстройства, нейродегенеративные заболевания, гиповитаминозы, желудочно-кишечные дисфункции, прием гормонсодержащих препаратов, пользование теми или иными средствами гигиены и ухода за кожей.
Симптоматика
Различают сухую и жирную себорею; встречается также сочетание обеих форм у одного пациента (например, на волосистых участках наблюдается жирная себорея, на сравнительно безволосых – сухая).
Для сухой формы характерно снижение секреции кожного сала, его аномальная густота и высокая плотность. Кожа «пересушенная», часто раздраженная, зудящая; волосы сухие, истонченные, ломкие, с тенденцией к расщеплению кончиков. Скорость отшелушивания (которое всегда присуще и здоровой коже) значительно возрастает, количество перхоти в тяжелых случаях может быть очень большим.
Клиническая картина жирной себореи варьирует, но к наиболее частым симптомам относятся рыхлость, утолщение и нездоровый блеск кожи, крупные зияющие поры («апельсиновая корка»), комедоны (черные угри), «сальные» жирные волосы. В некоторых случаях имеет место алопеция – облысение.
Выраженная угревая сыпь, присоединение дерматита, себорейной экземы, розацеа – все это может обусловить формирование значительного косметического дефекта, резко снижающего качество жизни, ограничивающего социальное функционирование и обусловливающего развитие тяжелых депрессивно-невротических расстройств.
Диагностика
Лечение
Этиопатогенетическая терапия проводится по нескольким направлением. Необходимо нормализовать гормональный фон, внести коррективы в повседневный рацион, устранить стрессогенные факторы. К первоочередным мерам относится также подавление активности патогенной флоры; предпочтение отдается препаратам местного применения (мази, кремы и т.д.). В ряде случаев перед началом антимикотического и антибактериального лечения необходимо восстановить нормальную гидратацию кожи, принять меры по размягчению и санации ее поверхностного слоя. Гормонсодержащие противовоспалительные средства в настоящее время не рассматриваются в качестве метода первой очереди выбора. Напротив, с выраженным терапевтическим эффектом применяются современные физиотерапевтические процедуры, направленные на стимуляцию капиллярного кровообращения и роста волос, десенсибилизацию, устранение зуда.
Очень важным моментом является настроенность самого пациента. Лечение себореи, – если речь идет действительно о лечении, а не о залечивании, – может потребовать значительного времени и усилий, причем видимое улучшение состояния кожи отнюдь не является основанием для самовольного прекращения терапии. Вообще, терапевтический союз врача и пациента в данном случае имеет решающее значение: все назначения должны делаться в строго индивидуальном порядке, с учетом всех анамнестических и диагностических данных, и выполняться эти предписания должны максимально ответственно. За последние годы удалось, в целом, довести до коллективного сознания качественную разницу между понятиями «шампунь от перхоти» и «лечение себореи». Необходимы также дальнейшие просветительские усилия по прекращению практики самолечения всевозможными «народными» или попросту наугад взятыми псевдометодами, поскольку последствия могут оказаться очень серьезными – не говоря уже о бесконтрольном применении медикаментов, которые, обнаруживая хороший эффект у одного пациента, другому (при очень похожей симптоматике) могут быть абсолютно противопоказаны.