Энциклопедия

Атопический дерматит

Атопический дерматит – аллергическая разновидность диатеза; генетически обусловленная кожная гиперчувствительность немедленного типа

Записаться на приём

Энциклопедия

Атопический дерматит

Атопический дерматит – аллергическая разновидность диатеза; генетически обусловленная кожная гиперчувствительность немедленного типа

Записаться на приём

Симптомы

Терминология

При работе с материалами медицинской тематики сплошь и рядом сталкиваешься с тем, что основной текст необходимо предварять хотя бы краткой терминологической справкой, – иначе изложить суть будет сложно. Но настоящие проблемы возникают в тех случаях, когда даже в узкопрофессиональной среде, международной и/или отечественной, нет согласия касательно терминов и понятий, их объема и содержания, их семантических взаимоотношений. Тут уж возникает даже не разноголосица, а подчас совершенная неразбериха, сориентироваться в которой не могут даже врачи смежных профилей, – не говоря уже о нас, пациентах и т.н. «простых» читателях.

Типичным примером служит ситуация, описанная на сайте Лахта Клиники в статье «Нейродермит». Заболевание, о котором речь пойдет ниже, – атопический дерматит, – в одних источниках описывается как частный случай нейродермита; в других, наоборот, нейродермит относят к группе атопических дерматитов; третьи источники утверждают, что это абсолютно одно и то же, и, наконец, четвертые не усматривают между ними ничего общего.

Примерно такие же (если не бо́льшие) проблемы возникают с термином «атопический», и виноват в этом главным образом Интернет, – с его великой свободой писать, простите, что попало, кому попало и как попало. Видимо, чисто внешним сходством орфографии объясняются такие, например, трактовки:  атопический = атипичный, необычно локализованный; встречаются даже определения «неправильно локализованный», – как будто где-то в организме патология локализуется правильно. Можно, конечно, перевести с древнегреческого напрямую: атопический = не имеющий места, не имеющий конкретного положения (хотя есть еще одно, переносное значение: «абсурдный»); тогда выходит, что атопические болезни должны характеризоваться прежде всего отсутствием определенной локализации.

Однако в медицинских словарях и энциклопедиях утверждается прямо противоположное. Читаем: «атопии – местные (органоспецифические) аллергические заболевания, относящиеся к медиаторному типу ГНТ». Заметим, что аббревиатура ГНТ расшифровывается как «гиперчувствительность немедленного типа», а «медиаторный» в данном контексте означает «опосредованный иммуноглобулином Е» – т.е. связанный с неадекватно большим выбросом белковых антител, отвечающих за воспалительную реакцию в случае появления инородных веществ.

Понятие «атопия» введено в медицину учеными, фамилии которых в русской транслитерации выглядят весьма своеобразно, особенно если ставить их рядом: Кока и Кук. Видимо, по этой причине в отечественных источниках о них практически ничего не сообщается. Но раз уж зашла речь, попробуем хоть немного восстановить историческую справедливость.

Артур Фернандез Кока (A.F.Coca, 1875-1959) – американский врач кубинского происхождения, один из пионеров аллергологии, автор ряда фундаментальных работ и учебников в этой области (анафилаксия, семейная аллергия, теория гиперчувствительности и т.д.), основатель «Журнала иммунологии», который издается и пользуется мировым авторитетом по сей день.

Роберт Андерсон Кук (R.A.Cooke, 1880-1960) – американский аллерголог-иммунолог, чьи исследования были посвящены, в основном, вопросам генетической обусловленности аллергических болезней, механизмам развития анафилактических реакций (см. «Анафилактический шок»), а также перспективам зарождавшейся в начале ХХ века «десенсибилизации» или «терапии аллергенами», которую сегодня мы называем АСИТ – аллерген-специфической иммунотерапией.

Работу «О классификации феномена гиперчувствительности» (1923) А.Ф.Кока и Р.А.Кук опубликовали в соавторстве, поскольку их научные интересы и взгляды во многом совпадали. Под атопией понималась наследственная предрасположенность к аллергическим реакциям, и только. Бронхиальная астма, поллиноз (сенная лихорадка), аллергический ринит и т.д. – всё это атопические болезни, и они имеют свойство снежным комом присоединяться друг к другу (т.н. атопический или аллергический марш).

Как тут не вспомнить слово «диатез», сегодня известное, вероятно, любым просвещенным родителям, бабушкам и дедушкам, если они имеют дело с маленькими детьми. Съел ребенок мандарин, ярко покраснели щеки, – значит, диатез.

На самом деле понятие диатеза шире; оно подразумевает индивидуальную предрасположенность организма к аномальному, патологическому реагированию, к развитию болезненных реактивных состояний вообще, а не только в виде аллергий.

Таким образом, атопические заболевания входят в более общую группу диатезов, являются частным случаем диатеза. Сформулируем это подобно тому, как мы писали в статье «ОРЗ. ОРВИ. Грипп»: каждая атопия – это диатез, но не каждый диатез – атопия.

Теперь подытожим все вышесказанное и попробуем понять, что такое атопический дерматит.

Атопический дерматит – аллергическая разновидность диатеза; генетически обусловленная кожная гиперчувствительность немедленного типа. Суть этого иммунопатологического состояния заключается в повышенной секреции веществ-медиаторов местного воспаления (гистамин, IgE) в ответ на контакт с факторами-раздражителями (аллергенами, специфическими для данного организма).

Эпидемиология

В общем объеме неинфекционной патологии у детей цивилизованного мира аллергические заболевания занимают первое место.

По идее, этот факт должен бы перевернуть все наши представления о собственной цивилизации, о том направлении, в котором мы ее развиваем, а также о том, чем мы за это расплачиваемся. Но такого рода фактов накопилось уже – пруд пруди, и стенать по данному поводу, в общем-то, бессмысленно, поскольку никакой реальной альтернативы пока нет и не предвидится.

Среди всех аллергических заболеваний детского возраста на долю атопического дерматита приходится 50-75%.

В 90% случаев атопический дерматит манифестирует в первые пять лет жизни, примерно 60% – на первом году.

По обобщенным данным, 15-20% населения развитых стран имеют аллергизированную, болезненно чувствительную кожу: 2-10% взрослых и до 30% детей.

Частота встречаемости продолжает расти.

Причины

Само понятие «аллергия» (К. фон Пирке, 1906) подразумевает, что организм уже сталкивался с веществом-раздражителем, бурно на него отреагировал (что может быть обусловлено различными причинами) и при каждом последующем контакте становится все более чувствительным к аллергену. Повторим и подчеркнем: это может быть обусловлено различными причинами, не обязательно наследственными. Вообще, известно уже пять различных видов гиперчувствительности, и классическая аллергия – только первый из них.

Однако семейный характер аллергических расстройств был замечен более ста лет назад, практически одновременно (или раньше) с появлением аллергологии как отрасли медицины. Важно подчеркнуть, что влияние наследственности отнюдь не является абсолютным, стопроцентным, – это лишь вероятность, в той или иной степени повышающаяся в зависимости от конкретного медико-генетического анамнеза. Для того, собственно, и понадобилось понятие «атопия», чтобы отграничить аллергии с наследственным компонентом от аллергий вообще.

К основным факторам риска относятся:

  • экологические вредности, особенно химические (включая бытовую химию);
  • нездоровое питание;
  • нервно-психическое напряжение (в т.ч. психотравмы у матери в период гестации);
  • недостаточно продолжительное грудное вскармливание;
  • общие расстройства иммунитета, независимо от этиологии;
  • бесконтрольное и/или нерациональное применение лекарственных средств, прежде всего антибактериальных и гормональных;
  • курение, в т.ч. пассивное;
  • патогенная активность широко распространенного стафилококка золотистого, особенно мутировавших его штаммов;
  • жесткая водопроводная вода, особенно если она употребляется как питьевая.

Следует отметить, что это далеко не полный перечень; высказываются и анализируются многие другие гипотезы касательно причин, триггеров и факторов риска атопического дерматита.

Симптоматика

Как показано выше, атопический дерматит чаще всего манифестирует в раннем детском возрасте. Дальнейшая динамика может быть различной. В большинстве случаев к моменту достижения половой зрелости наблюдается спонтанное самоизлечение (хотя едва ли оно «спонтанное» – скорее, по мере созревания перестают действовать какие-то эндогенные или внешние сенсибилизирующие факторы). У других пациентов атопический дерматит персистирует на протяжении всей жизни, волнообразно затухая и вновь обостряясь под действием способствующих тому условий (дистрессы, гормональные перестройки и дисбалансы, переезд в индивидуально-неподходящий климат, новое средство гигиены и т.д.).

Детский атопический дерматит характеризуется высыпаниями, часто мокнущими, на коже лица, ягодицах, конечностях, голове. Сыпь, как правило, красная, сквамозная (чешуйчатая).

У взрослых преобладают симптомы т.н. лихенизации (лихенификации), от латинского «lichen», – лишай. Кожа огрубевает, утолщается, становится рельефной, пересушенной, шелушащейся. Чаще поражаются внутренние сгибательные поверхности суставов, дистальные отделы конечностей, шея, лицо и т.д. Типичен зуд, в некоторых случаях очень интенсивный.

Важно подчеркнуть полиморфность клинической картины: масштабы кожного воспаления, характер и локализация сыпи, субъективные ощущения, типы протекания широко варьируют, и возможны самые разные сочетания.

Очевидно, вместе с тем, что атопический дерматит у взрослых вызывает выраженный физический и психологический дискомфорт, приводит к нарушениям социального функционирования и резко снижает общее качество жизни.

Классическим осложнением атопического дерматита выступают всевозможные вторичные инфекционные дерматозы (бактериальные, вирусные, грибковые, комбинированные), что обусловлено изменениями в гистологической структуре кожи на пораженных участках и нарушениями ее барьерных функций. Кроме того, атопический дерматит нередко сочетается с другими аллергическими заболеваниями (см. выше).

Диагностика

Диагноз устанавливается клинически, с учетом характерной картины общего и иммунологического анализов крови. По мере необходимости назначается консультация медицинского генетика и других профильных специалистов, проводятся аллергопробы, принимаются меры по лабораторной идентификации патогена в случае тяжелой вторичной инфекции, и т.д.
Наши услуги

Консультация дерматолога

возможна онлайн-консультация и вызов на дом
4 900 Р

Консультация врача-генетика

возможна онлайн-консультация
3 800 Р
Показать всё
Скрыть всё

Лечение

Терапия атопического дерматита всегда носит комплексный, при этом индивидуально-ориентированный характер.

Безусловно необходимым является изучение и максимально возможное оздоровление всех факторов, связанных с бытовыми привычками, профессиональной деятельностью, рационом, режимом нагрузок и отдыха, общим психологическим состоянием.

Принимаются меры по десенсибилизации (снижению чувствительности) и детоксикации, специально разрабатывается гипоаллергенная диета, назначаются антигистаминные, противовоспалительные, противозудные средства; в тяжелых случаях используются гормонсодержащие препараты, седатики, транквилизаторы.

Широко практикуются местные процедуры в виде фитотерапевтических и медикаментозных ванночек, промываний, примочек, мазей и т.д.

Очень эффективной является физиотерапия, начиная от традиционного УФО и заканчивая высокотехнологичными инновационными методами, а также санаторно-курортным лечением.

Фототерапия кожи в Lahta Clinic

Фототерапия или UBV-терапия – это аппаратная методика лечения хронических воспалительных заболеваний кожи. Принцип действия заключается в равномерном контролируемом воздействии на кожу ультрафиолетовых лучей спектра Б с помощью специализированного аппарата Dermalight 1000. Методика применяется в рамках комплексной и поддерживающей терапии, а также может использоваться при отсутствии эффекта использования наружных средств или в случае невозможности системной терапии препаратами.

Подробнее

Читайте также
Все публикации

Без VPN сайт будет работать быстрее


Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.