Терминология
Прежде всего, отметим, что термины «ринофарингит» и «назофарингит» означают одно и то же – как в переводе, так и по сути. Разница лишь в том, что в первом случае нос греческий, а во втором римский (не сам нос, конечно, а первый корень в слове). Суффиксом «-ит» сразу задается воспалительный регистр, и в итоге получаем «воспаление носа и глотки». Но никто так не говорит. В медицине эта зона человеческого организма, – а она представляет собой систему покрытых слизистыми оболочками полостей и ходов, сложных по форме, функциям, иннервации, васкуляции, – делится на три отдела: носоглотка, ротоглотка и гортаноглотка.
Стало быть, воспаление носоглотки. Не просто «насморк» (ринит) как воспаление слизистой в назальной (носовой) полости, а воспаление всей носоглотки в целом; говоря самыми простыми словами, насморк плюс болит горло.
В литературе встречаются различные синонимы – например, очень странный «риноназофарингит» (воспаление носо-носоглотки) или более понятный «эпифарингит» (воспаление всего того, что расположено сверху и/или вокруг глотки). Кроме того, нельзя не вспомнить фантастическое слово «простуда» – любимейший народом диагноз с нулевым содержанием. С другой стороны, можно и не судить так строго, – существует ведь полуофициальный термин «простудные заболевания», и под простудой в обыденной речи подразумевается, наверное, острая респираторная инфекция, спровоцированная переохлаждением, – если бы не частые диалоги вроде такого: «Это у тебя ОРЗ или аллергия? – Ни то, ни другое. Просто простудился». Чуть более подробно эти вопросы рассматриваются в материале «ОРЗ. ОРВИ. Грипп». В конце концов, эквиваленты слова «простуда» издревле существуют во всех языках мира, тогда как подлинный этиопатогенез заболеваний, обозначаемых данным словом, стал известен буквально вчера – с середины ХХ века; сделаем на это скидку и сосредоточимся на сути.
Ринофарингиты упоминаются в древнейшем из всех известных медицинских документов (т.н. папирус Эберса, ок. 1600 лет до нашей эры, представляет собой свод гораздо более древних знаний) и по сей день остаются наиболее распространенной болезнью человека. Уже в силу одного этого факта ринофарингит составляет глобальную медико-социальную проблему. Временная нетрудоспособность, обусловленная «банальной простудой», обходится ежегодно баснословными суммами, и поэтому ринофарингит остается в центре внимания исследователей, клиницистов, эпидемиологов, санитарно-гигиенических служб и страховых компаний. Человечеству давно пора избавиться и забыть это пустячное, казалось бы, заболевание. Но не получается. Согласно усредненным эпидемиологическим данным, каждый взрослый на земном шаре переносит 2-3 ринофарингита в год; каждый ребенок – 6-10 эпизодов; каждый ребенок школьного возраста – до 12 ринофарингитов в год. В периоды сезонных эпидемий здоровой остается лишь пятая часть населения. Только в Соединенных Штатах ринофарингиты ежегодно вычеркивают 128 миллионов рабочих дней из-за того, что родители (матери, в первую очередь) вынуждены оставаться с заболевшими детьми; еще 150 миллионов «человеко-дней» теряются из-за ринофарингитов у самих взрослых. Подобная бухгалтерская дотошность вызывает не улыбку, а уважение: 20 миллиардов долларов в год – это серьезные деньги не только для «бедненькой, но чистой» Америки, но и для любого другого государства (в отношении России, к сожалению, подобных данных найти так и не удалось).
Причины
Как и другие воспалительные процессы, ринофарингит может быть острым или хроническим, инфекционным или неинфекционным.
Инфекционная этиология в общей структуре занимает безусловно лидирующую позицию. В свою очередь, среди возбудителей ведущая роль принадлежит вирусам (рино, адено, коронавирусы, респираторно-синцитиальный вирус, ЕСНО-вирус, вирусы гриппа, парагриппа и т.д.). Остальной объем инфекционных ринофарингитов (20-30%) вызывается бактериальными, простейшими и грибковыми патогенами: различные кокки, микоплазма, хламидии, дрожжеподобные грибки рода Candida или, гораздо реже, плесневых родов Aspergillus, Geotrichum и т.д. (плесневыми грибами обусловлено не более 3% всех назофарингомикозов).
Неинфекционная группа ринофарингитов практически исключительно представлена аллергическими реакциями. Изредка встречаются ринофарингиты, обусловленные химическим или физическим раздражением, аутоиммунными или нейроэндокринными расстройствами.
Во многих случаях ринофарингит носит смешанный инфекционно-аллергический или полимикробный характер.
Основные факторы риска – любые анатомические условия или аномалии, затрудняющие вентиляцию носоглотки (искривление носовой перегородки, аденоиды и т.д.); гиповитаминозы; частые переохлаждения и любые другие факторы, способствующие ослаблению общего и местного иммунитета; экологические и профессиональные вредности; хронические заболевания ЛОР-органов.
Симптоматика
Классическая клиника острого инфекционного ринофарингита включает ощущения заложенности, зуда, жжения, першения в горле, часто кашель, чихание, затруднения носового дыхания. Практически сразу же появляются слизистые выделения из носовых ходов; объемы, цвет, реологические свойства отделяемого могут широко варьировать в зависимости от патогена и силы иммунного отклика. Почти всегда имеется симптоматика инфекционной интоксикации: общее недомогание, повышение температуры тела, озноб, слабость, нарушения сна, отсутствие аппетита, головная боль и пр. Во многих случаях воспаление распространяется на органы слуха, параназальные синусы, гортань, бронхи. Как правило, клинические проявления плавно затухают и исчезают на 6-8 день, однако при недостаточной иммунокомпетентности ринофарингит может продолжаться и более длительный период.
Для аллергических ринофарингитов больше характерны симптомы раздражения и зуда в носоглотке, неукротимого многократного чихания (иногда десятками раз подряд), интенсивного и безостановочного истечения слизистого отделяемого; нередко такие реакции протекают с астматическим компонентом.
Хронические ринофарингиты, как правило, гораздо мягче в клиническом плане, однако обусловливают постоянный дискомфорт в силу ограниченного дыхания носом, ощущений «пересушенности» носоглотки, першения и т.д. Во многих случаях хронический ринофарингит сопровождается атрофическим процессом в слизистых оболочках.
Диагностика
Лечение
В типичных случаях назначают постельный или домашний режим (в зависимости от выраженности симптоматики, прежде всего общего недомогания и температуры тела). Важная роль отводится усиленной витаминизированной диете, обильному питью.
Симптоматически назначают вазоконстрикторы (сосудосуживающие), жаропонижающие, десенсибилизирующие и антигистаминные (при аллергической этиологии), антисептические полоскания (широко применяются фитотерапевтические отвары и настои), орошения различными средствами.
В случаях хронического ринофарингита показана и эффективна физиотерапия.
Антибиотическое, антимикотическое, противовирусное лечение далеко не всегда является объективно необходимым. Особенно это касается самодеятельного применения антибиотиков, что давно уже стало не менее (а по сути, более) тяжелой глобальной проблемой здравоохранения, чем сам ринофарингит: единственным результатом такого самолечения зачастую становится культивирование все более опасных лекарственно-резистентных штаммов.