Папилломавирус человека. Папилломы и кондиломы
В медицине, да и вообще в науке, сплошь и рядом наблюдаются парадоксальные ситуации: чем теснее соседство человечества с каким-либо объектом, тем меньше мы об этом объекте знаем и тем позднее его обнаруживаем (что и подмечено, в частности, английской поговоркой: О существовании воды рыбы узнают последними
). Чем меньше размеры этого объекта, тем больше с ним проблем. Чем больше накапливается знаний об этом объекте, – а медицина особо интересуется объектами болезнетворными, – тем более противоречивы и недостаточны эти знания, и тем более удручающей выглядит общая картина.
Сказанное в полной мере относится к папилломавирусу человека (ПВЧ, иногда пишут ВПЧ, от «вирус папилломы человека», или HPV).
Бесклеточные, или доклеточные, или меньше-чем-клеточные вирусы появились одновременно (или раньше, или позже) с органической клеточной жизнью (или были занесены на Землю извне); они паразитируют на ней по сей день, вот уже миллиарды лет и в миллионах разновидностей. Вирусы являются мельчайшей из всех известных (или даже из всех возможных) форм жизни. Или не жизни, а некоего странного бытия, присущего осколкам рибонуклеиновых кислот – носителей генетической информации. Будучи облигатным паразитом живой клетки, вирус вне органической материи абсолютно и безупречно мертв, потому что в столь малом, нанометровом объеме просто нечему жить. Однако в живой ткани вирус начинает на свой лад перестраивать чужие генетические коды; для организма-хозяина эта активность, в лучшем случае, безвредна, в худшем – смертельна. Присущая вирусам способность к самовоспроизведению входит в число фундаментальных критериев жизни как таковой, однако эта же способность в 1982 году была обнаружена у прионных белков, которые, не являясь вирусами (и в отличие от последних), даже не содержат нуклеиновых кислот…
Предыдущий абзац отражает, в предельно кратком и упрощенном виде, содержание современных научных представлений, дискуссий, гипотез о природе вирусов. Папилломавирус человека вносит в эту путаницу собственный выдающийся вклад. Бородавки, папилломы, кондиломы известны со времен зарождения того, что сегодня мы называем медициной. Затем античные врачи, – люди наблюдательные и обладавшие недюжинным аналитическим интеллектом, – установили, что эти накожные образования способны передаваться половым путем. В последние десятилетия, когда стали окончательно проясняться статистические, гистологические, микробиологические и клинические взаимосвязи, ВОЗ объявила «красный уровень тревоги» в отношении рака шейки матки и некоторых других онкозаболеваний, однозначно и доказательно связав ужасающую эпидемиологическую ситуацию с ПВЧ. Однако А.Д.Ригони-Стерн, по сути, доказал то же самое еще в середине ХIХ века, – когда о существовании вирусов ученые уже догадывались, но уверены не были, – и в течение последующего столетия многие специалисты (в т.ч. отечественные, напр., Л.А.Зильбер) неоднократно подтверждали этот вывод.
При обзоре литературы складывается впечатление, что вирус способен сбить с толку даже столь точную, бесстрастную и строгую науку, как математическая статистика. Распространенность ПВЧ в генеральной совокупности землян ВОЗ оценивает на уровне 60-70%. Однако другие источники уточняют: в активно-патогенной форме этот вирус выявляется с частотой примерно 1:2 000, в 30% случаев активность остается на субклиническом уровне, у 90% заразившихся иммунитет подавляет эту активность за 0,5-2 года, но в общем и целом, – вполне вероятно, что папилломавирус присутствует в организме любого человека. ВОЗ называет два наиболее агрессивных подтипа ПВЧ непосредственной причиной рака шейки матки в 90% случаев. По данным Х. цур Хаузена, которому за исследования ПВЧ была присуждена Нобелевская премия, рак шейки матки обусловлен этими подтипами в 95%, а всеми в совокупности – в 99,8%. Верна и обратная формулировка: в отсутствие активного ПВЧ рак шейки матки не встречается.
Совокупность известных к настоящему времени разновидностей ПВЧ включает около двухсот типов и штаммов (и это, по-видимому, еще далеко не все), более тридцати из которых онкогенны, а десять характеризуются высокой онкогенностью (особенно ПВЧ-16 и ПВЧ-18).
«Обычные» бородавки, папилломы и остроконечные кондиломы, – наиболее типичные проявления присутствия ПВЧ, – в свете сказанного выглядят уже не совсем обычно. И уж точно не безобидно.
Причины
Папилломавирус человека передается при тактильном контакте, преимущественно при соприкосновении слизистых оболочек. Контагиозность (способность патогена передаваться от зараженного человека здоровому) оценивается как 75%. Барьерная контрацепция, т.е. презерватив, от заражения ПВЧ не защищает (по одним данным, из-за слишком малого, проникающего размера вируса, по другим – в силу того, что тот или иной контакт слизистых в половом акте неизбежен). Вирулентность, т.е степень болезнетворности, зависит от конкретного типа вируса и от состояния иммунной системы человека. Факторы риска очевидны: принадлежность к маргинальным, асоциальным и антисоциальным выборкам, промискуитет, истощение и гиповитаминоз, постоперационный период масштабных полостных вмешательств, тяжелые хронические заболевания, саморазрушительные привычки, возрастные гормональные перестройки и т.д. Инкубационный период – от нескольких недель до нескольких лет.
Симптоматика
Папилломы представляют собой доброкачественные объемные образования на коже, на ножке или без, в форме сосочка, бугорка или шишки. Цвет варьирует от телесного или белого до серо-коричневого. Возможно слияние и образование колоний по типу «цветной капусты». Травмированная папиллома интенсивно кровоточит. Локализация может быть любой: чаще руки и пальцы, но также ступни, особенно подошвенная часть (ороговевшая папиллома может приниматься за мозоль); лицо, паховая область и даже внутренние органы (в литературе упоминаются, в частности, папилломы почечных лоханок и мочевых путей). Размеры также могут быть разными – от крошечных, 1-2 мм, до гигантских.
Остроконечная кондилома отличается от папилломы характерной вытянуто-конической формой, преимущественной локализацией (слизистые оболочки гениталий, особенно в местах перехода одного клеточного типа ткани в другой, перианальная зона, стенки прямой кишки, внутренние органы репродуктивной системы, изредка полость рта). Встречаются как единичные кондиломы (чаще белого цвета), так и их скопления и/или слившиеся колонии. При механическом раздражении – зуд, боль, кровоточивость, часто неприятный запах; при значительных размерах – затруднения дефекации, мочеиспускания, сексуальной активности. Особенностью кондилом, в сравнении с папилломой, является также существенно бо́льшая агрессивность. Однако оба варианта могут быть малозаметными и практически бессимптомными.
Существуют конкурирующие точки зрения на отличия в преимущественной локализации. Согласно одним источникам, папилломы и остроконечные кондиломы вызываются разными типами ПВЧ, каждый из которых «предпочитает» собственный плацдарм для инвазии. В других утверждается, что один и тот же тип ПВЧ на коже приводит к формированию папилломы, а на слизистой вызывает рост остроконечных кондилом (особенно в столь специфических по предназначению, влажных, редко контактирующих с воздухом и солнцем, но изобилующих активно секретирующими железками зонах, как генитальная и перианальная).
В одном и том же организме-носителе папилломавирус зачастую представлен сразу несколькими типами.
Диагностика
Квалифицированный дерматовенеролог, как правило, не испытывает трудностей с диагностикой и дифференциацией папиллом и кондилом: диагноз устанавливается при осмотре, сборе жалоб и анамнеза. Назначаются дополнительные исследования (ПЦР, биопсия, по показаниям – ректороманоскопия, кольпоскопия, уроцистоскопия и пр.).
Лечение
Как с очевидностью следует из вышесказанного, папилломы и особенно кондиломы в любом случае несут реальную угрозу малигнизации (озлокачествления), даже если они единичны, невелики в размерах и не причиняют ощутимого дискомфорта. Любые проблемные образования такого рода, – быстро растущие или размножающиеся, меняющие цвет, воспаляющиеся, кровоточащие, – необходимо удалять хирургически. В настоящее время практикуются различные методы (криодеструкция, электрокоагуляция, лазерные скальпели и т.д.), выбор которых определяется индивидуальными особенностями случая и техническими возможностями конкретной клиники.
Несмотря на периодически публикуемые сообщения о новых таблетках, каплях, мазях и других средствах «радикального» устранения ПВЧ, на сегодняшний день медикаментозных способов эрадикации вируса нет. В качества паллиатива могут быть назначены иммуностимуляторы и иммуномодуляторы, общеукрепляющая терапия, витаминные комплексы.
Отдельно следует сказать о том, что широко практикуемые населением «народные методы», – включая йод, различные кислоты, зеленку, чистотел, прикладывание магических предметов и субстанций, экстрасенсорная жестикуляция, мимика и бормотание, прижигание огнем и огромное количество других «проверенных веками» способов, – в случае большого везения не принесут тяжкого вреда здоровью или даже помогут избавиться от одного-двух мелких образований. Однако эксперименты такого рода очень и очень опасны: результатами самолечения чаще всего становятся травмы, ожоги, бурное распространение кондиломатоза и злокачественное перерождение процесса. При появлении клинических признаков активной ПВЧ-инфекции строго обязательно обследование и лечение у дерматовенеролога; зачастую необходима также консультация смежных специалистов (гинеколога, проктолога, уролога и т.д.). И если врач рекомендует как можно быстрей принять меры по удалению папиллом и/или кондилом, – равно как и проблемных родинок, полипов и пр., – игнорировать такую рекомендацию, мягко говоря, неразумно.