Симптомы
Терминология
Термин «пневмония», как известно всем, означает воспаление легких. Это один из немногих медицинских терминов, которые указывают на воспалительный процесс, но заканчиваются не на «-ит» (другими примерами могут послужить, скажем, «флегмона», «панариций» или «гонорея»). Многие специалисты в области пульмонологии, преимущественно западные, давно предлагают воспользоваться этой терминологической особенностью, чтобы четко разграничить группу классических пневмоний, вызываемых патогенными микроорганизмами (бактериями, вирусами, реже простейшими), – от легочных воспалений неинфекционного генеза, т.е. обусловленных аутоиммунными, аллергическими, физическими, химическими факторами. Определенный смысл в таком подходе, вероятно, есть, и тогда статью следовало бы озаглавить «бензиновый пневмонит».
Однако традиционным для отечественной медицины (и номенклатуры профзаболеваний) является именно термин «бензиновая пневмония». Речь идет об острой ирритации (раздражении, воспалении) бронхолегочной системы в связи с вдыханием паров бензина, дизельного топлива, керосина, промежуточных и побочных продуктов нефтепереработки и других летучих углеводородов. Таким образом, бензиновая пневмония относится к первой, наиболее обширной группе «Перечня профессиональных заболеваний», утвержденного Приказом Минздрава и соцразвития № 417н (от 27.04.12), а именно к болезням, вызванным воздействием химических факторов. Бензиновая пневмония является, с одной стороны, аспирационной (связанной с вдыханием), с другой – входит в число токсических пневмоний; в Перечне она соответствует коду-номеру 1.3.1.
В последнее время в эпидемиологической статистике прослеживаются две тревожные тенденции: возрастание летальности от пневмоний вообще и увеличение доли асептических, неинфекционных пневмоний (пневмонитов) в структуре регистрируемых бронхолегочных воспалений. Иными словами, бензиновая пневмония – проблема актуальная, и с ней сто́ит ознакомиться подробнее.
Причины
Как уже отмечено выше, причина заключается в аспирации углеводородных испарений, однако это, строго говоря, не единственный возможный механизм развития бензиновой пневмонии. При случайном или преднамеренном проглатывании таких веществ (а типичной ситуацией подобного рода является широко известный среди автолюбителей способ подкачки бензина, после чего топливо по резиновой трубке перетекает из бака-донора в некстати опустевший бак-реципиент) часть летучей фракции выводится через легкие, оказывая на них то же деструктивное воздействие, что и при вдыхании.
Паренхиматозные ткани органов и структур дыхательной системы (бронхов, легочных альвеол, капилляров и т.д.) интенсивно раздражаются химически активным, агрессивным и токсичным веществом, что и вызывает специфическую клиническую картину. При этом запускается ответная воспалительная реакция, и в таких условиях дыхательные пути становятся легкой добычей инфекционных патогенов, т.е. быстро присоединяется «обычная» пневмония, бронхит, трахеит и т.п.
Группу риска составляют работники нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, бензозаправок, автосервиса, авиационных предприятий (особенно заправщики), а также профессиональные водители.