Люди, работающие со смещением графика, втрое чаще попадают в ДТП

13 мая 2021

Люди, рабочий график которых приходится на нетипичное время суток, – например, с 23 часов до 7 утра (ночная смена, «собачья вахта» и т.п.), – составляют группу риска в отношении клинически значимого расстройства сна. Согласно результатам исследования, недавно завершенного сотрудниками Университета штата Миссури, пациенты с таким расстройством втрое чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий.

«Эти выводы имеют большое значение, поскольку показывают назревшую необходимость в поиске и разработке специальных мер, которые позволили бы сократить число подобных автокатастроф. Такие меры могли бы включать организацию дополнительных зон отдыха на скоростных шоссе, предупреждений водителям об опасности утраты концентрации внимания, размещаемых на обочинах и внутри транспортных средств, а также тех или иных поощрений водителям, работающим в вечернее или ночное время, за выбор ими альтернативных способов перемещения, – например, посредством общественного транспорта или с помощью соцсетей попутной доставки».

Правин Эдара, заведующий кафедрой, профессор гражданской и экологической инженерии.

 

Профессор П.Эдара, один из авторов исследования, рассказывает также о том, что анализ базировался на массиве данных, собранных в рамках второй программы Strategic Highway Research, инициированной Конгрессом США в целях изучения реальной ситуации на дорогах.

В последние годы резко увеличился спрос на деловые операции и сервисы, осуществляемые в режиме 24/7 и распространяющиеся на любые часовые пояса. Соответственно, все больше людей работают по графику, который значительно смещен относительно традиционного рабочего времени «с 9 утра до 5 вечера». Это приводит к нарушениям сна и, в конечном счете, к развитию синдрома, который получил неофициальное название «расстройство сна из-за смещенного графика». Правин Эдара был удивлен, обнаружив, что это расстройство увеличивает риск автокатастрофы почти на 300% относительно общенациональных статистических показателей, тогда как столь серьезные состояния, как апноэ сна или собственно бессонница, повышает этот риск примерно на 30%.

Профессор Эдара рассказывает, что многие предыдущие исследования уже подтверждали связь между расстройствами сна и риском дорожно-транспортных происшествий, однако большинство этих работ выполнялись в контролируемой среде, например, на лабораторных тренажерах-автосимуляторах. Нынешняя публикация, построенная на реальных данных, валидирует усилия предшествующих авторов. Работа проведена на основе информации примерно о 2000 автокатастроф и аварийных ситуаций, имевших место в шести штатах США. При этом учитывались дополнительные переменные, такие как состояние дорожного покрытия и интенсивность движения. К ограничениям исследования можно отнести отсутствие данных о происшествиях со смертельным исходом и отсутствие формализованных измерений сонливости.

Авторы настаивают на необходимости срочных мер, которые должны быть приняты в целях повышения безопасности людей за рулем. Как наиболее перспективные шаги рассматриваются развитие служб и сетей попутной доставки, скрининговые обследования среди лиц, работающих по смещенному графику, а также все более широкое внедрение полностью автоматизированного («беспилотного») транспорта.

На следующем этапе исследования планируется тесное партнерство и сотрудничество с клиницистами соответствующих профилей, целью которого станет лучшее понимание причин и механизмов складывающейся на дорогах ситуации.

Работа опубликована в журнале Safety Science.

 

По материалам сайта Science Daily