После пандемии коронавируса число людей, работающих удалённо, значительно увеличилось, а такой формат работы перестал быть чем-то удивительным. Но как самому организовать работу дома и избежать выгорания? Вместе с психологом Иваном Цыгановым собрали основные принципы работы на удалёнке.
Особенности удалённой работы
Известно, что удалённая работа может повысить эффективность сотрудников за счёт гибкости и отсутствия поездок на работу. При этом исследование 2021 года (Bloom N. и другие) говорит, что мало самодисциплины — ещё важны правильная организация рабочего процесса и поддержка со стороны работодателя. А исследования Американской психологической ассоциации показали, что люди, работающие из дома, чаще страдают от тревожности и депрессии, особенно если им сложно разделить рабочее и личное время. Также есть риск изоляции, выгорания и сложностей с самоорганизацией.
Советы: как повысить продуктивность и избежать выгорания
- Оборудуйте рабочее пространство и разграничьте работу и отдых
Определите, какое место можно выделить под рабочее пространство, и постарайтесь сделать его удобным и функциональным. Мозг будет ассоциировать это место с рабочими обязанностями — это поможет не отвлекаться на личные дела, повысить концентрацию и продуктивность, снизить риск «вытекания» работы в личное время, что важно для профилактики выгорания.
Визуально отделите рабочее место от остальной части комнаты, ставьте на стол только те предметы, которые ассоциируются с работой, а после окончания рабочего дня убирайте их.
Введите «ритуал» перехода от работы к отдыху. Например, убирайте рабочий стол, закрывайте ноутбук и уделяйте несколько минут упражнениям на расслабление, чтобы обозначить окончание рабочего времени.
- Определите график работы и отдыха
При работе на удалёнке важна самоорганизация — установите определённые рабочие часы и придерживайтесь их, чтобы не растягивать работу на весь день.
Чтобы оставаться продуктивным, попробуйте работать по технике Помидор: установите таймер на 25 минут для фокусированной работы, а потом сделайте перерыв на пять минут. После четырёх таких циклов дайте себе отдохнуть подольше: 15–30 минут. А вместо таймера можно использовать специальные приложения: Forest или Focus To-Do.
- Используйте тайм-менеджмент и расставляйте приоритеты
Для управления временем и контроля нагрузки используйте матрицу Эйзенхауэра. Она поможет разделить задачи по важности и срочности, чтобы выделить главные дела и не перегружать себя второстепенными. Это снизит стресс и упростит выполнение задач.
Возьмите лист, разделите его на четыре квадрата: «важное и срочное», «важное и несрочное», «неважное и срочное» и «неважное и несрочное». Распределите задачи по этим категориям, начните с важных и срочных, постепенно переходя к менее значимым. Используйте этот метод каждый день, чтобы понять, где вы тратите слишком много времени.
- Общайтесь с коллегами
Это нужно, чтобы не столкнуться с ощущением изоляции и сохранить командный дух. Исследования говорят, что отсутствие общения может снижать мотивацию и ухудшать эмоциональное состояние. Чтобы избежать этого, запланируйте регулярные, пусть и виртуальные, встречи с командой или создайте неформальный чат, где можно делиться новостями или мемами и обсуждать отвлечённые темы.
- Заботьтесь о своём психическом здоровье
Ещё один способ уменьшить стресс и предотвратить выгорание — выделять время на отдых и физическую активность. Доказано, что она, как и регулярные перерывы, помогает поддерживать высокий уровень энергии и улучшать психоэмоциональное состояние. Уделите в конце рабочего дня 10–15 минут расслабляющему занятию, например, медитации или глубокому дыханию. Погуляйте после работы на свежем воздухе: это помогает «переключиться» и лучше подготовиться к отдыху.
Используемая литература
Источники:
- Bloom, N., Han, R., & Liang, J. (2021). How hybrid working from home works out. *Harvard Business Review*, 99(3), 28-36.
- American Psychological Association. (2020). Stress in America™ 2020: A National Mental Health Crisis. 3. Delanoeije, J., Verbruggen, M., & Germeys, L. (2021). Boundary role transitions: A day-to-day approach to explain the effects of home-based telework on work-to-home conflict and home-to-work conflict. *Human Relations, 74*(12), 1843-1868.
- Tavares, A. I. (2021). Telework and health effects review. *International Journal of Healthcare*, 9(1), 22-29.
- Grant, C. A., Wallace, L. M., & Spurgeon, P. C. (2021). Remote e-worker's job effectiveness, well-being and work-life balance: Managing psychological factors in teleworking environments. *Journal of Organizational Behavior*, 42(4), 520-533.
- Allen, T. D., Golden, T. D., & Shockley, K. M. (2020). How effective is telecommuting? Assessing the status of our scientific findings. *Psychological Science in the Public Interest*, 21(1), 40-54.