Думаете, вам точно известно, сколько времени ваши подрастающие дети проводят в социальных сетях?
Не спешите с ответом. Согласно результатам нового специального исследования, ваша оценка, скорее всего, окажется слишком оптимистичной.
Полученные данные свидетельствуют о том, что уже на первом году пандемии родители существенно недооценивали время, проводимое подростками в социальных сетях. И особенно это касается девочек.
«Казалось бы, большинство родителей изолировалось вместе с детьми, и во время пандемии все вместе почти постоянно были дома. Однако это не привело к большей осведомленности касательно того, как и сколько детьми используются различные экраны», – говорит ведущий автор исследования, доктор Джейсон Нагата, доцент педиатрии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.
Между тем, «экранное время» имеет огромное значение. Как уже неоднократно было установлено в ходе предыдущих исследований, девочки-подростки, уделяющие слишком много времени социальным сетям, составляют группу повышенного риска в отношении психических расстройств, – в частности, нарушений восприятия собственного тела.
Новое исследование подтверждает склонность родителей преувеличивать общую продолжительность отдыха детей-подростков и, в то же время, занижать продолжительность пользования социальными сетями и многопользовательскими видеоиграми (в сравнении с текстовым общением и видеочатами). Результаты опубликованы 16 декабря 2021 года в журнале Academic Pediatrics.
Кроме того, установлено, что большинство родителей не знает или не учитывает тот факт, что девушки-подростки проводят в социальных сетях значительно больше времени, чем юноши.
Ранее уже сообщалось о том, что зависимость от социальных сетей может нанести серьезный ущерб внешнему виду, физическому и психическому здоровью девушек; эта проблема стала настолько серьезной, что даже рассматривалась в рамках специальных слушаний Сенатом США.
«Негативный образ своего тела может стать результатом воздействия социальных сетей, в частности, навязывания недостижимых идеалов фигуры, – говорит соавтор исследования Кайл Гансон, доцент социальной работы из Университета Торонто, Канада. – Это может привести к расстройствам пищевого поведения и психического здоровья в целом».
По оценкам исследователей, за период пандемии развлекательное «экранное время» у подростков, по меньшей мере, удвоилось.
Уже на всех уровнях признано, что это становится действительно серьезной проблемой, но пока неясно, каковы пути ее решения. Авторы новой публикации также ограничиваются рекомендациями общего характера: провести с детьми-подростками беседу, обсудить ситуацию и ее возможные последствия, после чего совместно наметить план сокращения зависимости от компьютерных и смартфонных экранов.