Безопасна ли радиация сканеров в аэропортах?

8 июня 2019

Что общего между гранитной столешницей, бананом и аэропортом?

Все они испускают низкоуровневое излучение – постоянно. Токсикологи и радиологи утверждают, однако, что люди не обращаются к ним за помощью по поводу дезактивации кухни. Лишь один из трех указанных источников радиации вызывает повышенное беспокойство: сканеры службы безопасности в аэропортах.

Тревоги пациентов часто основаны на предупреждениях, которые размещаются производителями в отношении медицинской рентгенографии. Национальное управление США по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами (FDA) призывает пациентов проходить рентген-исследование только в случае крайней необходимости. Однако означает ли это, что опасения должны распространяться на контрольные сканеры в аэропортах?

«К счастью для тех, кто часто летает и заботится о своем здоровье, оснований для беспокойства нет, – говорит профессор Льюис Нельсон, декан факультета неотложной медицины в Рутгеровском мединституте Нью-Джерси. – Излучение является широко распространенным явлением для многочисленных видов переменной электромагнитной энергии. Ключевым различием между ионизирующим излучением (которое испускает рентген-аппаратура) и неионизирующим (радиомагнитные волны) заключается в уровне передаваемой энергии. Ионизирующая радиация обладает достаточной энергией, чтобы выбивать электроны из атомов, создавая свободные радикалы, – эти химически активные частицы действительно способны повредить ДНК и увеличивают онкориск для организма человека».

Однако реально повлиять на здоровье ионизирующее излучение может только в больших дозах. По словам доктора Нельсона, примерно половина применяемых в аэропортах сканеров испускает ионизирующее излучение, однако его уровень недостаточен для того, что нанести какой-либо ущерб здоровью (другая половина сканеров использует миллиметровые волны, соответствующие спектру неионизирующего излучения).

«Это настолько слабая энергия, что никаких последствий она иметь не может», – утверждает профессор Нельсон.

Если меры предосторожности в отношении диагностической рентгенографии вполне обоснованы, то для сравнения можно привести следующий факт: уровень радиации в сканере аэропорта составляет приблизительно одну тысячную от той лучевой нагрузки, которую пациент получает при стандартной рентгенографии грудной клетки.

Льюис Нельсон замечает далее, что гораздо большему излучению авиапассажиры подвергаются во время полета как такового. Летящий на высоте лайнер ежеминутно получает примерно такую же дозу радиации, какая излучается одним сканером в аэропорту.

«Печальная ирония заключается в том, что люди, испытывающие тревогу перед сканированием, не имеют никаких опасений насчет самого полета», – говорит профессор Нельсон.

Другое красноречивое сравнение: летая ежедневно круглый год и всякий раз проходя через рамки сканера, вы получите лишь часть той ионизирующей радиации, которую за тот же год поглотите с пищей, – такова оценка НАСА.

По данным НАСА, большинство пищевых продуктов содержит радиоактивные молекулы углерода-14 и калия-40. В действительности очень многие объекты и вещества, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, излучают радиацию: почва, бетонные тротуары и здания, и даже воздух, которым мы дышим, – все они в той или иной степени радиоактивны. 

«В сравнении с фоновой радиацией, излучение рентгеновских сканеров службы безопасности несущественно, – говорит Л.Нельсон. – Это факт справедлив даже в отношении лиц, наиболее уязвимых для радиационных воздействий, включая беременных женщин и маленьких детей, которые подвергаются такому же фоновому излучению, как и любой другой человек. Яд создается дозой, – отмечает в заключение профессор, – и всё на свете становится ядом, если доза достаточна. И напротив, у любого яда есть такая доза, которая делает его безопасным. Рентгеновские сканеры в аэропортах определенно находятся в безопасной части спектра».

 

По материалам сайта Live Science