Потеря навыков письма и чтения
На медицинском языке заголовок звучал бы гораздо короче: аграфия и алексия. Эти термины относятся к многочисленным «а-симптомам» (афазия, агнозия, апраксия и т.д.), означающим отсутствие, распад или одномоментное «выпадение» тех или иных автоматизированных до рефлекторного уровня навыков. Аграфия и алексия чаще сочетаются друг с другом и/или с афазией (нарушениями речи), но могут и выступать изолированными симптомами. В большинстве источников подчеркивается, что данные термины корректны лишь в тех случаях, когда навык письма и чтения утрачивается на фоне относительно сохранного интеллекта (т.е. утрата отдельных функций не является частью общего синдрома деменции) и когда навыки были достаточно сформированы в преморбиде (т.е. в доболезненном периоде пациент мог писать и читать без каких-либо затруднений). Более мягкими формами, иногда врожденными, выступают дисграфия и дислексия: функции письма и чтения снижены, нарушены, но не отсутствуют полностью.
Причины аграфии и алексии связаны с поражением соответствующих зон ЦНС, расположенных в доминирующем полушарии головного мозга (у правшей это левое полушарие, у левшей правое). Письмо, чтение, речь и другие подобные функции являются сугубо человеческими и весьма сложными в плане нейромышечной организации, контроля и регуляции со стороны сознания. Соответственно, их выпадение может быть обусловлено множеством факторов: острые нарушения мозгового кровообращения, особенно инсульты; атрофические и дегенеративно-дистрофические процессы, очаговые нейроинфекции, опухоли, травмы и т.д. В нейропсихологии аграфия, алексия, афазия и другие подобные феномены давно и детально изучены; выделяют такие сравнительно самостоятельные формы, как амнестическая, апрактическая, «чистая», зрительно-пространственная и пр. Лечение и восстановление функций письма и чтения не всегда возможно, однако все известные на сегодняшний день терапевтические, нейрохирургические, реабилитационные подходы в любом случае будут рассматриваться (при разработке индивидуально-ориентированной стратегии) лишь после тщательного всестороннего обследования).