Природа против воспитания: влияют ли гены на нашу нравственность?

27 февраля 2019

В какой степени среда и образование формируют наш внутренний моральный компас, и каково влияние генетического коктейля, который мы наследуем от родителей?

Хорошо известная дискуссия «природа или воспитание» продолжается столетиями, однако она по-прежнему актуальна и вызывает интерес исследователей.

Недавно вышедший документальный фильм «Три одинаковых чужака» вновь привлек внимание к дискуссиям о пропорциональном влиянии средовых факторов и образования, с одной стороны, и, с другой, наследуемых черт на формирование личности.

Фильм рассказывает о небесспорном исследовании «близнецовым методом» (точнее, «тройняшечным» в данном случае), осуществленном в 1960-х годах. Трое гомозиготных близнецов были разделены в младенчестве; каждый из них впоследствии был усыновлен разными семьями в качестве единственного ребенка. Ставилась цель лонгитюдной сравнительной оценки развития тройняшек.

Специалистами из трех университетов США (Пенсильвания, Орегон и Коннектикут) было предпринято новое исследование с подобным дизайном, целью которого было лучшее понимание того, в какой степени соотносятся воспитание и наследственность в формировании «морального компаса».

Аманда Рамос из Университета штата Пенсильвания придерживается точки зрения, согласно которой природа и воспитание должны совместно работать на формирование «добродетельного характера».

По мнению А.Рамос, «множество исследований выявляло связи между воспитанием и этими добродетелями, однако в большинстве случаев игнорировался генетический фактор. В действительности же нравственные черты могут наследоваться, по крайней мере, частично».

Результаты, полученные в ходе исследования Амандой Рамос и ее коллегами, доложены в журнале «Behavior Genetics».

Ученые работали с 720 парами сиблингов разной степени родства, которая варьировала от гомозиготных близнецов, росших вместе в общей среде, до сводных братьев и сестер, а также детей от предыдущих браков, которые в кровном родстве не состояли вообще, но выросли под одной крышей.

«Если гомозиготные близнецы ближе по характеру, чем, например, близнецы гетерозиготные, уже можно предполагать влияние генетики, – говорит А.Рамос. – Но включение в анализ других степеней родства может дать материал, позволяющий четко отграничить роль наследственности от влияния общей среды».

Ученые оценивали релевантные данные, – такие, в частности, как практикуемые родителями методы воспитания и чувство ответственности у детей, – на двух этапах жизненного пути: в подростковом периоде и ранней зрелости.

А.Рамос и ее группа обнаружили, что воспитание в форме позитивной педагогики, – т.е. поощрения и вознаграждения хорошего поведения, – действительно коррелировало с более сильным чувством ответственности у детей. Вместе с тем, авторы подчеркивают, что эта ассоциация была значительно теснее в тех парах, которые не только воспитывались в одной среде, но и состояли в кровном родстве.

«По сути, – продолжает А.Рамос, – мы лишний раз доказали, что формирование моральных характеристик происходит под двойным влиянием наследственности и воспитания».

Соавтор исследования Джена Нидерхайзер подтверждает, что ДНК человека задает тональность не только физическому облику:

«Наши результаты доказывают, что существуют генетические влияния на формирование морали и нравственности. Это не означает, что если биологические родители были добродетельны, то такими же вырастут и их дети, независимо от того, кто и в каких условиях их воспитывал. Но это значит, что дети наследуют склонность вести себя определенным образом, и данная предрасположенность не должна игнорироваться».

Аманда Рамос считает необходимым уточнить: упомянутую тенденцию не следует понимать таким образом, будто личность неспособна преодолевать или, наоборот, развивать в себе те или иные черты в зависимости от обстоятельств. Этому вполне можно научиться. В конце концов, – и это важнее всего, – вопрос в сознательном выборе, с которым человеку приходится сталкиваться ежедневно.

«То, кем вы являетесь, не находится в фатальной зависимости от генов. Гены лишь дают вам потенциал. Человек может контролировать формирование и социальное функционирование собственной личности; это его собственный выбор», – подытоживает Аманда Рамос.

По материалам сайта Medical News Today