Родившиеся недоношенными дети, находившиеся на грудном вскармливании, лучше учатся в школе, и у них реже встречается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Такие результаты обнародованы в новом исследовании, проведенном под руководством адъюнкт-профессора педиатрии в Гарвардской медицинской школе М. Белфорт, директора по клиническим исследованиям отделения детской медицины новорожденных Brigham and Women's Hospital в Бостоне. Результаты исследования подтверждают рекомендуемые стратегии поддержки грудного вскармливания недоношенных детей. Подобные подходы будут приносить пользу детям, когда они достигнут школьного возраста.
В исследовании рассматривались данные о 586 детях, рожденных на сроке менее 33 недель беременности в пяти родильных домах. Исследователи изучили количество грудного молока, которое дети получали каждый день, а также то, как долго родители продолжали кормить грудью. Поскольку исследование было обсервационным, оно не может фактически доказать, что грудное вскармливание привело к академическим преимуществам. Авторы признают, что могли сыграть роль и другие факторы.
Предыдущие исследования показали, что недоношенные дети имеют более высокий риск плохих результатов по математике, в чтении и других академических навыках. Они также подвержены большему риску развития синдрома дефицита внимания с гиперподвижностью (СДВГ). Например, среди недоношенных французских детей, родившихся в 1997 году, грудное вскармливание материнским молоком по сравнению с кормлением смесями, было связано с защитным эффектом от низкого IQ в возрасте 5 лет. Американское исследование, в котором приняли участие более 400 младенцев с очень низкой массой тела при рождении (<1500 г), показало, что прямое грудное вскармливание по сравнению с кормлением сцеженным грудным молоком было связано с лучшей зрительно-моторной интеграцией детей в возрасте от 6 до 8 лет.
Раннее начало грудного вскармливания с большим количеством грудного молока, по-видимому, снижает этот риск и приводит к лучшим результатам для мозга в последующие годы. Более длительная продолжительность грудного вскармливания — до 18 месяцев — была связана с более высокими показателями навыков чтения, правописания и математики к достижению детьми возраста 7 лет.
Полученные результаты связывают более продолжительное и исключительно грудное вскармливание в младенчестве с улучшением исходов развития нервной системы в детстве. Постулированные механизмы включают питательные и непитательные биологически активные факторы в материнском молоке, которые приносят пользу мозгу младенца в критический период развития. Ситуация с вскармливанием недоношенных детей, постнатальными потребностями в питательных веществах и в профилях риска развития нервной системы существенно отличается от таковых у доношенных новорожденных. Сильно недоношенный ребенок получает сцеженное материнское молоко в течение нескольких месяцев от преждевременных родов до доношенного возраста — периода высокой предрасположенности к черепно-мозговой травме и периода, который совпадает с более ранней стадией развития мозга. Кормление материнским молоком во время госпитализации было связано с различиями в структуре мозга на магнитно-резонансной томографии в эквивалентных возрастах, что предполагает наличие влияния грудного вскармливания на головной мозг ребенка во время критического периода развития.
Доношенный ребенок сразу получает прямое грудное вскармливание. Вполне вероятно, что материнское молоко может оказывать разное влияние на разные стадии развития мозга. Кроме того, в когортах недоношенных детей положительный эффект материнского молока может варьироваться в зависимости от гестационного возраста и статуса роста плода, а также пола младенца. В совокупности имеющиеся данные подтверждают концепцию о том, что более высокая доза материнского молока во время госпитализации в послеродовое отделение интенсивной терапии и, возможно, после выписки связана с положительным влиянием в школьном возрасте на интеллект и успеваемость ребенка, особенно в математике.
В дополнение к связи с IQ и академической успеваемостью, более высокая доза материнского молока была связана с более низкими показателями T-баллов индекса СДВГ по комплексной шкале оценки поведения Коннерса (CBRS –методика, используемая для оценки академических, поведенческих и социальных проблем, которые наблюдаются у маленьких детей в возрасте от 6 до 18 лет). Сильно недоношенные дети подвергаются повышенному риску СДВГ по сравнению с их сверстниками, родившимися в срок. Данные, связывающие недостаток грудного вскармливания с симптомами СДВГ у недоношенных, немногочисленны, но текущие результаты согласованы с исследованием German Neonatal Network, в котором обнаружено, что грудное вскармливание в течение 3 месяцев или дольше было связано с более низкими показателями нарушения поведения и невнимательности/гиперактивности у детей. В целом, совокупные данные на сегодняшний день предполагают возможный защитный эффект материнского молока против развития симптомов СДВГ в школьном возрасте у глубоко недоношенных детей, но однозначные выводы ограничены из-за отсутствия данных по когортам сильно недоношенных детей.
Выводы, касающиеся симптомов СДВГ, могут также помочь объяснить другое наблюдение — связь грудного вскармливания была сильнее с показателями академической успеваемости, чем с коэффициентом интеллекта IQ. Вполне вероятно, что лежащая в основе уязвимость внимания может проявляться в виде снижения успеваемости в школе, независимо от уровня развития IQ у ребенка, как это наблюдается как в общей, так и в когорте сильно недоношенных детей. Как правило, проблемы с вниманием также влияют на когнитивные тесты, но зачастую менее заметно, чем на успеваемость в школе.