В комедиях и карикатурах мы нередко видим, как над одним плечом какого-либо персонажа возникает ангел-хранитель, а над другим – дьявол со своими заманчивыми, но зловредными советами.
Согласно новому исследованию, проведенному специалистами из Университета Ватерлоо (Канада), такие сценки не так уж далеки от того, каким образом люди воспринимают реальный мир.
Предназначенные для иллюстрации процесса принятия решения персонажем, – обычно с комическим результатом, – противодействующие сверхъестественные существа вполне очевидны в своих моральных характеристиках и мотивах. Примерно такие же ожидания возникают у нас в ситуациях, когда мы общаемся с кем-то, кого считаем хорошим или плохим человеком.
Объектом изучения стали именно ожидания испытуемых касательно того, каким образом в различных ситуациях будут реагировать «добрые» и «злые» люди. Исследователей интересовало, почему фильмы, сказки, рисунки чаще всего изображают дьяволов и демонов в готовности исполнить самые неожиданные и нетипичные просьбы, тогда как к ангелам обычно обращаются с чем-то более предсказуемым. Как и следовало ожидать, результаты показывают, что на представления человека о сверхъестественных воплощениях добра и зла проецируются его индивидуальные представления о том, как ведут себя обычные люди.
«…Мы ожидаем, что "хорошие" сущности будут чувствительны к тайным, самым заветным чаяниям, стоящим за нашей просьбой, в то время как не столь чуткие "злые" сущности не станут вдаваться в наши тонкие душевные переживания. Такими имплицитными ожиданиями формируются наши представления касательно того, как должны вести себя и реальные люди, и сверхъестественные их аналоги».
Используемая литература
В отчете об исследовании показано, что влияние «хороших» и «плохих» душевных качеств на принятие решений другими людьми мы не просто четко различаем, но и видим это влияние как неодинаковое. В частности, по умолчанию мы предполагаем, что «злые» личности равнодушны ко всему, что не касается напрямую их собственных целей.
Полученные результаты в очередной раз подтвердили выводы ко многим более ранним исследованиям: человеческие представления о существах сверхъестественной природы напрямую базируются на наблюдениях за поведением обычных людей.
«Один из аспектов зачисления кого-либо в "плохие" заключается в том, что мы приписываем такому субъекту меньшую внимательность и меньшую чуткость к душевным движениям других людей, зато ожидаем большего акцента на последствиях человеческих взаимодействий и поступков. А "хороший" человек, по нашей внутренней аксиоматике, должен учесть глубинные мотивы и устремления других людей, сопоставляя это с тем, какие поступки предполагается совершить на самом деле».