Шерлок Холмс помнил всё, поскольку необходимые ему сведения были «разложены по полочкам во дворце памяти», откуда он всегда мог их восстановить. В действительности эта техника появилась задолго до знаменитых рассказов А.Конан-Дойла, – она была известна еще в Древней Греции. Современные исследователи подтверждают, что такие приемы на самом деле обеспечивают эффективное долгосрочное запоминание.
Пользователи особой мнемонической техники, известной как «метод локусов», мысленно перемещаются по знакомому им пространству, будь то тропинка, архив или, как у Холмса, «дворец памяти». Чтобы запомнить блок информации, вы просто «бросаете» или «кладете» его в каком-либо месте на своем пути, а затем, в случае необходимости, идете в эту локацию и находите нужные данные там же, где вы их оставили. Например, если вы хорошо знаете Центральный парк в Нью-Йорке, вам легко представить такую прогулку: возле эллинга с лодками напрокат вы оставляете слово «книга», на следующем повороте бросаете «бутылку с водой», а у фонтана помещаете слово «космос». Если вам нужно вспомнить эти слова, вы просто совершаете мысленную прогулку тем же маршрутом, шаг за шагом.
Постоянно практикуясь в этом методе, мировые рекордсмены памяти способны запоминать огромные объемы информации, такие как списки слов, последовательности цифр или расположение карт в колоде. Проводится даже Чемпионат мира по памяти, однако там люди состязаются в кратковременном запоминании, и очень мало накоплено научных данных о том, как при помощи подобных техник тренируются прочие мозговые мнестические функции.
«Мы были потрясены демонстрацией экстраординарных возможностей памяти на одном из таких мировых чемпионатов», – рассказывает ведущий автор исследования, специалист в области когнитивной нейронауки Изабелла Вагнер (Венский университет, Австрия). К слову, один из ее соавторов и коллег, Борис Конрад (Институт Дондерса, Нидерланды) сам входит в число чемпионов.
Чтобы в точности оценить эффективность метода локусов, И.Вагнер и ее группа привлекли 17 человек из числа 50 лучших в мире «атлетов памяти», а также контрольную выборку из 16 лиц, чьи возрастные и интеллектуальные показатели соответствовали показателям чемпионов. Активность различных зон мозга при изучении участниками списка слов контролировалась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Затем испытуемым предъявляли по три слова из списка, и просили припомнить, – находятся ли эти слова в том же порядке, в каком они следовали в списке.
На втором этапе исследования были привлечены 50 участников, ранее не имевших никакого опыта в мнемонических техниках. 17 человек из этой выборки в течение шести недель обучались методу локусов, 16 человек «активного контроля» упражнялись в другой мнемонической технике (под названием «тренировка рабочей памяти») и, наконец, оставшиеся 17 человек составили «пассивный контроль», т.е. по-прежнему не изучали никаких приемов запоминания.
Под контролем фМРТ выполнялись одинаковые наборы заданий до и после тренингового курса. Эффективность запоминания, хранения и восстановления информации изучалась через различные промежутки времени (20 минут, 24 часа, 4 месяца после выполнения проб).
Как и ожидалось, во всех аспектах наилучшие показатели продемонстрировали те участники, кто тренировался по методу локусов, а наихудшие – те, кто вообще не изучал мнемонические техники. Были получены новые данные, подчас неожиданные, об особенностях активности мозговых зон при выполнении различных заданий лицами из трех групп сравнения. На ближайшую перспективу планируется изучение процессов запоминания и удержания в памяти невербальных стимулов, а также оценка возможного профилактического эффекта, которым метод локусов может обладать в отношении возрастного ослабления памяти, и ряд других исследований.
«… Мы очень воодушевлены полученными результатами, которые позволили нам поставить целый ряд новых вопросов».
Изабелла Вагнер, ведущий автор
Подробный отчет об исследовании опубликован 3 марта 2021 года в журнале Science Advances.