Время, проведенное у экрана, тормозит развитие речи у детей

23 марта 2020

В новом исследовании рассматривается связь между тем временем, которое ребенок проводит перед различными экранами, и развитием речевых навыков. Как указывают авторы, в различных предшествующих публикациях были описаны неблагоприятные корреляции, и целью данной работы стало сопоставление полученных ранее результатов.

Статья, озаглавленная «Ассоциации между использованием экрана и речевыми навыками ребенка: систематический обзор и метаанализ», была опубликована в последнем выпуске журнала «JAMA Pediatrics». Исследования проводились объединенной канадско-американской группой специалистов из Университета Калгари, Исследовательского института при Детской больнице провинции Альберта и Университета штата Вашингтон.

Очевидно, говорится в статье, что в последние десятилетия дети имеют все больше доступа к всевозможным цифровым медиа, и потребление экранного контента этой категорией постоянно возрастает. Во многих источниках оценка времени, проводимого перед экранами, включает оценку количества и качества.

Под «количеством экранного времени» подразумевается число часов в день или в неделю, затрачиваемых ребенком на различные занятия в положении сидя при работающем телевизоре, или же на пассивный просмотр контента. Учитывается тот факт, что в эти часы ребенок не участвует в каком бы то ни было вербальном общении, критически необходимом для развития речевых и коммуникативных навыков.

Понятие «качество экранного времени» учитывает такие параметры, как совместный просмотр или просмотр в одиночестве, общая тональность и качество потребляемого контента (образовательные программы, мультфильмы и т.д.).

Авторы статьи обращают внимание на утверждения некоторых производителей медиа-продукции для детей; согласно этим декларациям, предлагаемый контент якобы способствует развитию высших психических функций, в т.ч. речевых навыков. Однако никаких конкретных доказательств в пользу таких утверждений нет.

Согласно рекомендациям Американской педиатрической академии, до 18-месячного возраста ребенка вообще нельзя подвергать воздействию каких бы то ни было экранов. Для детей в возрасте от 2 до 5 лет относительно безопасным является просмотр высококачественного контента, специально созданного для этой целевой аудитории, в течение не более часа в день; при этом желательно, чтобы время у экрана ребенок проводил совместно с родителями. Определенные ограничения в отношении количества и качества «экранного времени» должны соблюдаться и для других возрастных категорий.

Объектом метаанализа стали 42 исследования по указанной проблематике, выполненные и опубликованные в специальных источниках за период с 1960 по 2019 гг. Таким образом, анализировались данные об использовании экранов выборкой детей, общий объем которой составил 18905 чел, а средний возраст – 35,7 месяца (все дети были младше 12 лет). Изучались различные аспекты речевых функций, описанные предыдущими авторами,  в зависимости этих результатов от года публикации, возраста обследованных детей, их пола, оценок количества и качества экранного времени.

Метаанализ показал, что дети, проводившие больше часов у телеэкрана, имели достоверно худшие речевые навыки. Этот негативный эффект нивелировался в тех подвыборках, где дети потребляли качественный контент совместно с родителями. Кроме того, была обнаружена прямая корреляция между возрастом, начиная с которого дети приобщались к просмотру телевизора, и состоянием их речевых функций: чем позже начинались просмотры, тем лучше были развиты речевые навыки.

 

Прим. Лахта Клиники. – В статье также даются пространные комментарии, выводы и рекомендации по данному поводу, но на фоне только что приведенных результатов, с нашей точки зрения, любые дополнительные рассуждения уже излишни.

 

По материалам сайта News Medical — Live Sciences