Когда на улицах городов стали появляться выдаваемые напрокат электроскутеры, реакция была неоднозначной: одни нашли этот вид транспорта очень удобным, других он раздражал с самого начала. Однако независимо от того, любите вы электрические скутеры или ненавидите их, они оказались угрозой для общественного здоровья.
Первое официальное исследование безопасности электроскутеров принесло неутешительные результаты: скутеры связаны с многочисленными разновидностями травм, включая переломы, черепно-мозговые травмы и вывихи суставов.
Исследования проводились в двух травматологических отделениях неотложной помощи в Лос-Анджелесе, – именно с этого города началось триумфальное шествие прокатных электроскутеров. Оказалось, что в течение года помощь по поводу полученных на скутере травм получили около 250 человек. Это сопоставимо с травматизмом на велосипедах (около 200 обращений), зарегистрированных в тех же двух травмпунктах за тот же период. Более того, выяснилось, что среди травмированных водителей электроскутера лишь четыре процента пользовались шлемом.
Статья, опубликованная 26 января 2019 года в журнале «JAMA Network Open», приводит некоторые конкретные числа по поводу того, что до недавнего времени казалось просто сборником анекдотов о людях на электрическом скутере.
Главный автор исследования, доктор Джоанна Элмор, профессор медицины в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес), считает, что водители электроскутеров «недооценивают опасность» этого вида транспорта. Это не означает, однако, что данные транспортные средства должны быть отправлены на свалку. Профессор Элмор полагает скутеры забавным и недорогим способом добраться до нужного места, – при условии пользования защитным шлемом, соблюдения осторожности и правил дорожного движения.
За последний год прокат электрических скутеров транспортными компаниями, прежде всего «Bird» и «Lime», стал доступен в городах по всем Соединенным Штатам. Скутеры разблокируются специальным мобильным приложением, не требуют специальных стоянок и развивают скорость до 24 км/ч. Локальные законы, регулирующие использование электроскутеров, несколько различаются, однако в большинстве крупных городов запрещена езда по тротуарам. Компании, занимающиеся прокатом, обычно рекомендуют пользоваться скутером лишь по достижении 18-летнего возраста и с обязательным применением шлема, хотя зачастую эти рекомендации игнорируются.
Действительно, Дж.Элмор обнаружила ряд нарушений правил пользования электроскутерами, включая случаи, когда водителями оказывались дети, и случаи нахождения на скутере двух людей одновременно; был даже зафиксирован случай, когда скутером управляла мать с ребенком на руках.
«Мне действительно было интересно, какой процент водителей следовал правилам и законам», – сказала проф. Элмор.
Из 249 травмированных пациентов большинство (91%) получили травмы в качестве водителей электроскутера, практически все остальные – в качестве пешехода. Около 11 процентов обратившихся были младше 18 лет. Примерно 80 процентов водителей скутера получили травмы при падении, 11 процентов при столкновении с каким-либо объектом, и 9 процентов были травмированы движущимся транспортом или объектом.
Наиболее распространенные травмы: черепно-мозговая травма (40%), переломы (32%), порезы, растяжения и ушибы без переломов (28%).
Большинство пациентов (94%) получили сравнительно легкие травмы и были отправлены домой после оказания первичной помощи, однако у 15 пациентов (6%) травмы оказались достаточно тяжелыми и потребовали госпитализации.
На втором этапе исследования ученые в течение 7 часов наблюдали и регистрировали водителей электроскутеров на различных оживленных транспортных развязках. Из 193 замеченных водителей лишь 6% были в шлеме.
Авторы подчеркивают, что исследование было в какой-то мере ограниченным и не отражало полной картины, поскольку анализировались только визиты в травмпункты и не учитывались обращения к врачам первичной и ургентной помощи. Кроме того, анализу пост-фактум подвергались не сами обращения, а записи об обращениях, т.е. исследовалось лишь то, что было включено в эти записи.
Стили Уайт, директор по безопасности и юридической поддержке компании Bird, заявил, что в исследовании не было учтено «огромное число поездок на скутере», а также что в докладе нет данных сравнения травматизма на скутерах с травматизмом на автомобилях и мотоциклах. Уайт предлагает ученым провести исследование совместно с компанией, что позволило бы получить значительно более точные и полные данные.
В отдельном заявлении компании Lime говорится: «безопасность наших водителей и окружающих людей – наш приоритет номер один». Компания сообщила, что инвестировала более трех миллионов долларов в кампанию по обучению пользователей безопасному вождению и по информированию об ответственности. Кроме того, компания предоставила 250 тыс шлемов для водителей по всему миру.